«Шахтер» vs Виллиан: кто прав, кто виноват?
11 января нынешнего года стало известно, что донецкий «Шахтер» подписал контракт с одним из наиболее ярких и талантливых легионеров в нашем чемпионате – бразильцем Тайсоном. Его переход из харьковского «Металлиста» стоил «казне» дончан рекордных для внутреннего украинского трансферного рынка 20 миллионов долларов. Плюс, возможно, еще чего-то, о чем упоминалось в разных источниках.
Казалось бы, как еще можно встретить столь значащий переход, кроме как радостью? Однако, не все оказалось столь гладко.
Если пройтись по хронологии, то о возможности приобретения Тайсона впервые вслух заговорил президент «Шахтера» Ринат Ахметов. Было это на открытой тренировке «горняков» 18 июля 2012 года. Тогда Ринат Леонидович пояснил, что в случае ухода из команды Виллиана, он будет готов инвестировать средства в покупку кого-то из пары интересных для клуба игроков – Евгения Коноплянки или Тайсона.
И вот чуть больше чем через полгода Тайсон оказался в Донецке. Причем оказался весьма стремительно, т.к. слухи в последнее время куда активнее сватали его в «Челси», чем в «Шахтер». Что же это значит для донецкого клуба? А значит это, увы, лишь то, что Виллиан перешел от слов к делу в контексте своего ухода из Донецка. Сейчас это проявляется в бойкотировании бразильцем тренировочного процесса, который «Шахтер» начал после зимнего отпуска. Виллиан попросту не явился после «зимних каникул» и не объяснил причин своего отсутствия в тренировочном лагере «горняков». Мирча Луческу уже заявил, что таким образом бразилец пытается оказывать давление на клуб, которое ранее пробовали (и весьма успешно как показало время) делать его соотечественники – Матузалем и Илсиньо.
Конечно же, подобный факт вызвал огромный резонанс среди почитателей донецкой команды. Практически все поклонники «Шахтера» уверены, что однозначно не прав игрок, а некоторые даже откровенно спускаются до оскорблений в адрес недавнего кумира…
Чужая душа – потемки, но давайте все же попробуем понять что происходит между клубом и игроком, и какая сторона однозначно права?
Не секрет, что о желании перейти в более сильную футбольную лигу Виллиан заговорил еще около года назад. Заговорил весьма настойчиво. После чего в адрес донецкой команды начали поступать предложения и запросы от различных клубов. Однако, менеджмент «горняков» сразу дал понять, что за «просто так» никто ценного кадра отпускать не станет, повесив на фамилии «Виллиан» ярлык с надписью «30 миллионов евро».
Много раз руководство команды давало понять, что готово расстаться с Виллианом, если кто-то даст за него такие деньги. Говорил это, в числе прочих, и Ринат Леонидович Ахметов.
Сам Виллиан, поняв всю сложность ситуации, высказался, что готов ждать такого предложения, а до тех пор намерен играть и тренироваться с полной отдачей. Более того, бразилец подчеркнул, что не намерен уходить из Донецка со скандалом, ведь именно «Шахтер» дал ему столь интересное для многих скаутов мира имя в футболе.
Время шло, однако никто до окончания летнего трансферного окна 2012 так и не дал за Виллиана требуемые деньги. Бразилец остался и в конце-концов стал одним из лучших игроков команды, которая наделала шороху в далеко не проходной группе Лиги чемпионов. Именно Виллиан забил оба гола в ворота «Челси» на «Стэмфорд Бридж», что правда, не помогло «горнякам» увезти очки из Лондона…
После таких выступлений, наверное, стало ясно, что зимой уж кто-то да найдется, кто даст злополучные 30 миллионов. Однако здесь слово снова взял клуб. Еще летом генеральный директор клуба Сергей Палкин обмолвился, что сумма отступных, прописанная в контракте Виллиана, составляет не 30, а 35 млн. евро, а уже осенью Мирча Луческу отметил, что именно менее чем за 35 «лимонов» европейских денег дончане не согласятся расстаться со своим лидером!
Что же получается? Сперва обмолвились об одном, а потом передумали? Конечно, на фоне трансфера Эдена Азара в «Челси», переход Виллиана вполне логично можно оценить и в 35 млн. евро, однако где последовательность в заявлениях?
Скорее всего, именно подобное решение клуба и смутило Виллиана… Никто не говорит, что игрок прав. Он в любом случае нарушает контрактные обязательства и ведет себя непрофессионально! Ведь ни для кого не секрет, что зарплата бразильца в «Шахтере» в несколько десятков, а то и сотен раз выше средней по стране. Платят ее регулярно, да еще и со всяческого рода премиальными! Да и на условия жизни в Донецке Виллиану, пожалуй, грех жаловаться. Кто как не он знает, как живут на его родине миллионы семей в так называемых «фавелах» - в тех местах обитания, откуда так жаждал вырваться маленький Виллиан.
И к чему же пришли мы сейчас? Конечно же, подобные демарши игроков не редки в современном футболе. Огорчает только то, что они все чаще проявляются в рядах флагмана украинского футбола последних как минимум пяти лет – донецкого «Шахтера». Ведь, казалось бы, истории с Матузалемом, Вукичем и Илсиньо должны были бы научить менеджмент донецкого клуба правильному ведению дел в таких щепетильных вопросах. Но нынешняя ситуация пока говорит об ином…
А потому, пожалуй, не стоит быть категоричным, оценивая ту сложную ситуацию, которая нынче возникла в отношениях «Шахтера» с Виллианом. Наверное, правильнее всего будет сказать, что виноваты обе стороны. Виноваты в нежелании или неумении вести конструктивный диалог, слышать друг друга и учитывать взаимные интересы, виноваты в принятии резких и, возможно, не всегда до конца взвешенных решений, виноваты, в конце концов, в том, что в очередной раз позволили поставить под удар такое столь стремительно растущее в мире, и столь милое сердцу каждого «горняцкого» болельщика имя как ФК «Шахтер» (Донецк)…
Lord Alex, специально для Шахта.орг