Игорь Петров: "Нынешние нападающие не умеют себя предлагать"
Сегодня, 30 января, празднует 50-летий юбилей выдающийся полузащитник «Шахтера» Игорь Петров. От всей души поздравляем нашего прославленного ветерана и желаем здоровья, творческих удач, оптимизма, семейного благополучия! А болельщикам предлагаем разговор с юбиляром, который состоялся накануне.
– Игорь Григорьевич, два года назад во время прямой линии на нашем сайте вы все вопросы осветили сполна. В разных СМИ было немало интервью с вами, касающихся биографических фактов. Поэтому сегодня давайте поговорим больше о ваших взглядах на футбол, на жизнь?
– Согласен. Так даже интересней. О прошлом уже столько говорено-переговорено. (Смеется.)
– Кстати, как вы вообще относитесь к интервью? Что они для вас?
– Для меня… Честно говоря, даже никогда об этом не задумывался. Сами знаете, я нигде особо не свечусь. Но и никогда не отказываю. В конце концов, интервью – часть жизни футбольного человека. Поэтому их надо воспринимать как данность.
– Сейчас футболисты стали объектом пристального внимания журналистов. С ними масса интервью по всяким и любым поводам. В ваше же время такого не было?
– Я бы не сказал, что интервью были такой уж редкостью. Не так, как сейчас, но вниманием не обходили. Другое дело, что изданий спортивных было мало. Поэтому и получается, что о футболистах, как и обо всех спортсменах, писали немного. Но по тем временам – нормально.
– Не возникает ощущение, что футболисты сейчас в интервью отвечают на вопросы стандартными фразами? Этакими клише? За ними не виден человек.
– Думаю, что нынешние игроки дипломатичней, чем были мы. И этому их научило частое общение с журналистами. Вглубь проблем не лезут. Больше говорят поверхностно. Опять же, чтобы никого не обидеть. А где-то и поддержать.
– Хорошо, а каково тогда ваше отношение к экспертным оценкам, коих сейчас пруд пруди?
– Дело нужное. Это ж замечательно, когда дается профессиональный анализ игр, событий. Но есть момент, который мне не нравится. Бывшие футболисты, ни одного дня не работавшие тренерами, не понимающие сути этой работы, начинают рассуждать, как надо тренировать, какой состав поставить на матч, какую нужно было выбрать тактику заслуженному специалисту, прошедшему Крым и рым. А сам-то и детскую команду никогда не готовил. Такие эксперты, мягко говоря, смущают.
– Мы заговорили о тренерской работе. Исходя из вашего богатого футбольного опыта, каково значение тренера в судьбе игрока?
– Очень большое. Недаром говорят: найти своего тренера. Футбол – игра творческая. Поэтому футболист на поле должен не ощущать давление, а выходить раскованным. На него и так ложится большой груз ответственности. Над ним довлеют зрители, пресса, руководство. И здесь очень важно, чтобы футболист чувствовал доверие тренера, на которого, кстати, тоже давят будь здоров. Но как педагог, человек более старший, он должен понимать, что недоверие порождает неуверенность, закрепощенность игрока, мешает ему раскрыться на сто процентов. Казалось бы, мелочь, нюанс, а из этого и состоит профессионализм тренера, его умение подготовить коллектив для решения серьезных задач. Командное приходит через индивидуальное. Значит, тренер должен найти ключик к футболисту, помочь проявить себя с самой лучшей стороны.
– Отсюда, как считаете, тренер должен быть для игроков отцом или коллегой?
– Я бы в данном случае не противопоставлял эти два понятия. Тренер должен быть и отцом, и коллегой, и другом. Практика показывает, что все специалисты, которые ставили себя заведомо выше своих подопечных, относились к ним, как к детям неразумным, теряли контакт с командой. И оказывались сами по себе. Сегодня же результат может дать команда, в которой семейная атмосфера. Есть шалопаи, есть паиньки, кому-то на орехи достается больше, кому-то меньше. Но все они как родные. И отец их, старший товарищ, лучший советчик – тренер. Очень важно, чтобы поражения не смогли разрушить эту атмосферу. Некоторые тренеры прямо в прессе начинают ругать команду, игроков. По-моему, это не метод. Надо, наоборот, взять удар на себя, оградить от негативных стрел футболистов. Это, кстати, прекрасно умеет делать Мирча Луческу.
– Если взять протокольные данные матчей советских времен и нынешних, то без труда можно заметить, что желтых, красных карточек сейчас стало гораздо больше. Футбол стал жестче или судьи?
– Арбитры стали подходить жестче к игровым эпизодам, единоборствам. Чем оберегают футболистов, которые нынче очень дорогие. Им платятся огромные деньги, чтобы они делали результат для команды. Думаю, строгость судей пошла от этого. Но оберегать только высокооплачиваемых не будешь. Значит, надо всех.
– Вы, будучи игроком, выполняли функции плеймейкера, но при этом четыре года подряд, с 1986-го по 1989-й, становились лучшим бомбардиром «Шахтера» в чемпионатах СССР? Как так получалось?
– Все очень просто. (Улыбается.) В атаке у нас играл Виктор Грачев, который умел взять защитников на себя. Утянуть за собой, чтобы появились свободные зоны в обороне соперника. И не только он. Все наши нападающие. Что позволяло мне из глубины врываться в штрафную и там завершать усилия партнеров. Плюс к этому у меня был сильный удар, и много голов забил из-за пределов штрафной. Без ложной скромности, обладал неплохим дриблингом и мог обыграть нескольких защитников. Не могу не сказать, что смело играть в атаке позволяла надежная игра наших опорных хавов, защитников.
– Кроме голов было ведь и много голевых передач?
– Начну ответ с такого момента. «Шахтер» на протяжении многих лет играл одним составом. Поэтому в команде было отличное взаимодействие игроков. Понимали друг друга с полувзгляда. Кстати, с Витей Грачевым мы жили в одной комнате на базе, на выездах, на сборах. Может поэтому я понимал, какое действие на поле он сделает в следующую секунду. И еще. Важно умение футболиста открываться под передачу. Сейчас, между прочим, нападающие не умеют этого делать. Их партнеры своим пасом заставляют бежать в свободную зону. Грачев сам себе готовил ситуацию благодаря перемещениям. Предлагал себя. Еще до того, как мяч попадал ко мне, я знал, куда рванет Витя. Он сам себе находил путь продолжения атаки. Мне оставалась самая малость: отдать ему удобную передачу. (Улыбается.)
– Вы в «Шахтере» были еще и штатным пенальтистом?
– Да. После Михаила Соколовского. Там интересная история была. Через несколько матчей после того, как Миша забил 100-й гол за «Шахтер», играем дома с «Динамо» (Тбилиси). В их ворота назначают пенальти. Соколовский берет мяч в руки, подходит ко мне и говорит: «Я сто голов уже забил, теперь твоя очередь. Иди бей». И отдает мяч мне. Разговора об этом не было. Миша штатный, как говорят, пенальтист команды. Я такого не ожидал. Тут полный стадион, матч заканчивается, счет 0:0. Подошел к точке, глянул, а Отар Габелия, как мне показалось, закрыл все ворота. Но я забил. Вот такая символическая получилась передача полномочий.
– А теперь опять вернемся к делам тренерским. Давайте вспомним, как вы перешли из действующего футболиста в тренеры?
– В 1998 году Валерий Яремченко, который был главным тренером «Шахтера», предложил Ринату Ахметову взять меня в тренерский штаб. Наш президент поддержал эту инициативу. За что я ему безмерно благодарен. Я же как раз закончил карьеру игрока и сразу стал одним из тренеров своей родной команды! Это, скажу я вам, дорогого стоит.
Справка
Игорь Петров
Родился 30 января 1964 года в Горловке
Полузащитник
За «Шахтер» выступал в 1982–1991, 1994–1996 и 1998 гг.
Обладатель Кубка СССР – 1983
Финалист Кубка СССР – 1985
Обладатель Кубка сезона СССР – 1984
Обладатель Кубка Украины – 1995
Серебряный призер чемпионата Украины – 1998
Провел 332 игры, забил 84 мяча
Юношеская сборная СССР – 36 игр, 13 голов
Юниорская сборная СССР – 2 игры
Молодежная сборная СССР – 14 игр, 7 голов
Национальная сборная Украины – 3 игры
Бронзовый призер юношеского чемпионата Европы – 1982
Участник финального турнира чемпионата мира среди юниоров – 1983
Ассистент главного тренера Шахтера – 1998–1999 гг.
Источник: ФК Шахтер