Дмитрий Чигринский: "Нужно выиграть все оставшиеся игры группового турнира"
С одним из лидеров «Шахтера», ближайшего соперника «Зенита» в групповом турнире Лиги чемпионов, Дмитрием Чигринским мы беседовали в салоне самолета по пути из Киева в Таллин. Дмитрий в составе сборной Украины отправлялся на товарищескую игру с эстонцами.
— Дмитрий, когда мы общались в последний раз, вы говорили, что очень хотите посетить Санкт-Петербург, посмотреть достопримечательности города. Удалось осуществить задуманное?
— Увы… В Питере так и не довелось побывать. Хотя действительно хотел культурно провести время в Северной Пальмире. Тем более у меня там родственники живут — дядя и двоюродный брат. Теперь вот не за горами и гостевая игра с «Зенитом». Правда, в подобных случаях толком посмотреть город редко удается, за столь короткий промежуток времени трудно составить объективное впечатление о достопримечательностях мегаполиса. Да и накануне игры ты сконцентрирован на немного другом. Впрочем, для первого знакомства с Петербургом пойдет и такой визит.
— Желание побывать в Питере базировалось на том, что здесь живут дядя и брат?
— И это тоже. Но в большей степени, конечно, хотел полюбоваться красотами города на Неве. Ведь столько об этом слышал, но воочию не видел.
— Куда бы пошли первым делом?
— В Эрмитаж, посмотрел бы галереи. Что еще в Питере есть? Прошелся бы по Невскому проспекту, посмотрел бы Медного всадника. А вообще любой город интересен, причем не только своими символами. Мне вообще любопытно посмотреть на старые районы любого города. Я обращаю внимание не только на какие-то архитектурные решения. Смотрю на старые квартальчики как на памятку эпохи, как на культурное наследие. Интересно проследить, в какой стилистике выдержаны дома, какие исторические события повлияли на эту стилистику. Такие прогулки дают мне возможность на миг окунуться в глубь веков. Санкт-Петербург в этом плане, думаю, один из самых оптимальных вариантов.
— Давайте продолжим футбольной темой. Турнирное положение команд в группе G Лиги чемпионов накладывает свой отпечаток на предстоящую в Донецке игру?
— В таких скоротечных турнирах любая игра накладывает отпечаток. И всегда присутствует определенная стратегия, какой-то расчет, который начинается с первых матчей — как ты идешь каждый шаг этой дистанции, сколько набираешь очков. Конечно, все эти моменты корректируются.
— Думаете, подобными категориями мыслят игроки всех команд, выступающих в Лиге чемпионов?
— Исключения есть, но их мало. Очень немного команд не задумываются об этом. Точно знаю, что в числе этих избранных «Барселона», которая выходит на игру и «чешет» всех. Но даже «избранные» больше ориентируются на домашние игры — чтобы взять в них максимальное количество очков.
— В связи с потерей очков в «Порту» и в домашнем матче с АПОЭЛом «Шахтеру» сейчас нужно серьезно корректировать стратегию.
— Мы свой лимит уже действительно исчерпали в первых двух турах. У нас уже нет никакой классификации матчей на домашние и гостевые. И нет классификации по силе соперников — этот, мол, самый главный, а этот послабее. Теперь нужно выиграть все оставшиеся игры группового турнира. И это, безусловно, накладывает свой отпечаток. Если для «Зенита» осечка болезненна, но не смертельна, то мы свою точку невозврата уже прошли.
— В Донецке перед «Зенитом» будет поставлена задача не проиграть?
— Я не говорю, что Лучано Спаллетти будет ставить задачу играть на ничью. Но, исходя из турнирного положения, ничья для «Зенита», согласитесь, — не худший вариант. Предположу, что питерцев она устроит — так или иначе... Другое дело, что для нас пути назад уже нет. Нам нужна только победа! Как в песне: «Одна на всех, мы за ценой не постоим». В этом отличие от положения «Зенита».
— Какая стратегия была у «Шахтера» на старте группового турнира?
— Конкретно разговор шел о том, что нужно выигрывать дома, на «Донбасс-Арене». Три победы давали бы нам девять очков. Не забывайте и о том, что «Шахтер» — это команда, которая уже научилась играть в Лиге чемпионов, и дома, и на выезде. Если еще, скажем, четыре года назад гостевые матчи становились для нас проблемой, то в прошлом розыгрыше Лиги чемпионов, а еще раньше в победном Кубке УЕФА мы показали, что такой проблемы уже не существует. Иногда на выезде нам даже легче игралось, чем дома. Поэтому до начала нынешнего группового турнира мы были уверены, что свои очки и на выезде возьмем. Такой был расчет. Но он, увы, не оправдался.
— Непривычно видеть оранжево-черных на последнем месте в группе?
— Думаю, нет никакого смысла подводить какие-то промежуточные итоги. По крайней мере у нас в команде их никто не поводит. Понятно, что болельщики и журналисты анализируют каждую игру. Мы же в свою очередь ориентируемся на то, что у нас еще осталось четыре матча. Все может быстро поменяться. Победим в двух следующих играх — и ситуация уже будет совсем другой. Сейчас таблицу в нашей группе возглавляет АПОЭЛ. Но абсолютное большинство специалистов сильно сомневается, что киприоты останутся во главе после завершения группового турнира. И эксперты, и болельщики считают, что на финише АПОЭЛ окажется на третьем или четвертом месте. А путевки в следующий раунд Лиги Европы разыграют «Порту», «Зенит» и «Шахтер». Акцентируют внимание именно на этом раскладе. Я считаю, что нынешнее турнирное положение, конечно же, обязательно нужно учитывать. Но принимать его как окончательное не следует.
— А может, пора корректировать планы «Шахтера» в Лиге чемпионов? Третье место в группе позволяет продолжить международные выступления в Лиге Европы…
— Ни о какой Лиге Европы сейчас не может быть и речи. Только продолжение борьбы в Лиге чемпионов. Другой результат сейчас мы просто не воспринимаем всерьез.
— Если сравнить «Шахтер» с «Зенитом» — в чью пользу будет сравнение?
— Я бы сказал, что в европейской иерархии «Шахтер» находится немного повыше — по крайней мере такой вывод можно сделать, если сравнить достижения обеих команд на европейской арене в последние годы. В целом же по подбору игроков оба коллектива хорошо сбалансированы и даже по континентальным меркам — очень сильные команды. Думаю, даже болельщики «Зенита» не могут сказать, что их команда на голову сильнее «Шахтера». Наши болельщики, в свою очередь, тоже не могут утверждать, что «Шахтер» намного сильнее «Зенита». Да и «Порту», несмотря на все его регалии и статус победителя Лиги Европы, приблизительно одного класса с нами и питерцами. Впрочем, кто сильнее на данном этапе, мы узнаем уже совсем скоро, в декабре…
— Если сравнить линию обороны «Шахтера» и «Зенита» — чья надежнее?
— Не вижу смысла в подобных сравнениях. Есть команды. Линия обороны, как и линия атаки не играют самостоятельно.
— После игры с «Зенитом» в Донецке с кем-то будете меняться футболками? Или это будет зависеть от того, как сложится матч?
— Я вообще не придаю значения этой символической процедуре. Если кто-то попросит поменяться, поменяюсь. Но до игры я об этом никогда не думаю. А после игры сразу иду благодарить болельщиков «Шахтера», а затем разворачиваюсь и направляюсь в раздевалку. Хотя после выигранных матчей можно вспомнить, что неплохо было бы с кем-то поменяться футболкой, тем самым оставив себе приятную память об этом матче.
— С кем-то из игроков «Зенита» лично знакомы? Может, с кем-то пересекались?
— Пересекались с Сашей Кержаковым, когда он за «Севилью» выступал. Мы играли против испанцев в Кубке УЕФА. А с «Зенитом» несколько лет назад встречались на сборе, по-моему, в Марбелье. Если не ошибаюсь, сыграли 2:2. Аршавин тогда во втором тайме вышел. Денисов играл. Широкова не было еще. Сейчас вообще из того состава мало кто в «Зените» остался.
— Со своим приятелем Тимощуком не говорили о предстоящем противостоянии. Может, Анатолий вас как-то подначивал?
— С Тимо перекинулись буквально парой-тройкой слов на эту тему. Он сказал, что игры с «Зенитом» для нас будут решающими. Тимощук сам прекрасно понимает, насколько эти матчи важны. Так что шуток с его стороны просто не могло быть.
— Даже не спросили у Анатолия, за кого будет болеть?
— Нет. Думаю, ему небезразличны обе команды. А вообще, стоит ли расспрашивать человека об его внутренних симпатиях? Не считаю, что есть смысл лезть в такие дебри человеческой души.
— В 2008 году, когда «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, Тимощук привозил его в Донецк. Но никто из его бывших одноклубников по «Шахтеру» не пришел посмотреть на выигранный трофей. Вас подобная перспектива не заинтересовала?
— Я не помню, был ли я в то время в Донецке. По-моему, был в отпуске или по плану выпадал выходной. То есть реально попасть на презентацию было сложно. Да и не думаю, что мне как профессиональному футболисту было уместно посещать подобное мероприятие. Для человека, который добился успеха, — это уместно. Приехать, показать всем болельщикам выигранный трофей. Ведь до поры до времени на Украине выиграть игроку Кубок УЕФА считалось невероятным успехом. Профессиональным же футболистам хочется добиться подобного и прийти посмотреть на чашу — это немного не то. Так что, если бы даже у меня была такая возможность, не уверен, что пришел бы на презентацию Тимо Кубка УЕФА.
— Через год после этого события Кубок УЕФА в Донецк привез уже «Шахтер». А на минувшей неделе в Донецке несколько дней гостил Кубок Лиги чемпионов. Было бы неплохо, чтобы ситуация повторилась уже с Кубком Лиги чемпионов?
— Было бы, конечно, лучше, если бы кто-то из бывших игроков «Шахтера» привез самый престижный трофей европейского клубного футбола. Тогда бы действительно напрашивались параллели. Впрочем, наши соотечественники этого добивались — Шева выигрывал, например. Конечно, хотелось бы, чтобы вожделенный трофей приехал в Донецк не на день и не на два. Выиграв Кубок УЕФА, мы принесли огромную радость Донбассу.
— Лично для вас Лига чемпионов началась крайне неудачно. Или я ошибаюсь?
— Вы о матче первого тура с «Порту»? Да, я получил две желтые карточки и был удален с поля. Из-за этого пришлось пропускать следующий тур — за две желтые карточки в одном матче по умолчанию предусмотрена дисквалификация на один матч.
— В Лиге чемпионов вас удалили впервые?
— В чемпионате Украины красные карточки случались. В Лиге чемпионов удалений у меня не было наверняка. Думаю, меня вряд ли кто-то считает грязным защитником. Конечно, бывают игровые моменты, когда нужно сыграть жестко, приходится фолить. Я стараюсь фолить, только когда просто нет другого выхода. Когда соперник уходит на большой скорости, иногда нужно решаться и на последний фол. Со стороны это, как правило, выглядит грубо. Потому что эпизод происходит на контрасте скоростей — затем нападающий падает, продолжает лететь, кувыркается. Но на самом деле все обстоит немного иначе.
— Как считаете, немецкий арбитр Феликс Брых в матче с «Порту» поступил правильно, «наградив» вас двумя «горчичниками»?
— Пусть это оценивают специалисты. Я лишь могу констатировать, что первую карточку получил за самый первый свой фол в игре. Там никакой грубости не было. Мы оба остались на ногах. Я выбил мяч. Возможно, задел соперника. Но это не было подкатом или еще каким-то запрещенным приемом. Поэтому неприятно удивился, когда увидел перед собой желтую карточку.
— В эпизоде со вторым «горчичником» тоже удивились?
— Там я просто немного отпустил мяч. Мы вдвоем за ним тянулись. Были в равных условиях. Соперник был немного быстрее — я не дотянулся до мяча. Имея уже желтую карточку, был уверен, что меня вряд ли так накажут. Ведь сколько сейчас разговоров ходит о том, что рефери должен держать нити матча, чувствовать дух игры. Плюс мой фол откровенно не тянул на карточку… Впрочем, не хочу сейчас оправдываться. Мне неприятно, что сложилась такая ситуация. Дисквалификацию отбыл и с полной решимостью рвусь в бой. Впредь сделаю все, чтобы подобные ситуации не повторялись.
— Результаты двухраундового противостояния «Зенита» и «Шахтера» смогут дать оценку, какая команда на постсоветском пространстве сильнейшая? Или какой чемпионат сильнее — российский или украинский?
— Я не думаю, что подобные сравнения уместны. На пути к победе в Кубке УЕФА мы встречались с ЦСКА, киевское «Динамо» несколько лет назад играло со «Спартаком», а совсем недавно — с «Рубином». Вряд ли по результатам этих игр стоит делать какие-то глобальные выводы. Если бы у нас был совместный чемпионат, там можно было бы сравнивать. А так — не стоит. Две игры — это отдельная история. Победит тот, кто лучше готов в данный момент.
— Сезон вы отыграли в «Барселоне». Признайтесь, сложно было возвращаться из испанской примеры в суровую украинскую действительность?
— Контраст ощущался. Это касалось не только стадионов. Было много составляющих — и уровень жизни в целом, и организация футбольного чемпионата, и уровень футболистов, и многое другое. И меня вряд ли упрекнут, если скажу, что уровень «Барселоны» выше уровня «Шахтера». Но знаете, когда я вернулся в Донецк, команда пребывала на более высоком уровне по сравнению с тем, что было, когда я уходил. То есть «Шахтер» прибавил буквально за год!
— Держите связь с кем-то из бывших партнеров по «Барсе»?
— Все время держал связь с Максвеллом. Но вот последние несколько недель мы с ним не переписывались. В начале сезона, когда «Барселона» играла на Суперкубок с «Реалом», Хави мне написал, дескать, «Реал» — действительно хороший, а мы пока не набрали оптимальных кондиций. Но уже через неделю на «Ноу Камп» моя бывшая команда наказала «Королевский клуб». «Барса» быстро себя в порядок приводит. С кем еще переписываюсь из испанцев? Честно говоря, о своей личной переписке особо распространяться не хочу. Скажу только, что с Максвеллом мы связь не потеряли — хорошо с ним сдружились в Барселоне.
— Кстати, кто больше продвинут в передовых технологиях — игроки «Шахтера» или «Барселоны»?
— Думаю, приблизительно в равной степени. Футболисты — это такой народ, который постоянно держит руку на пульсе, отслеживает все последние новинки техники. Все, что только появляется, сразу же оказывается в руках игроков. Так что все новинки техники можно вообще по футболистам отслеживать (улыбается).
— Для вас до сих пор лучший отдых — сорваться в какой-то город на пару выходных деньков?
— Ага. Летом, будучи травмированным, полтора выходных дня провел в Москве. И вообще, когда чувствую, что «наелся», срываюсь куда-нибудь. Смена обстановки — для меня лучший отдых.
Источник: Спорт день за днем