Борис Колесников: Самое тяжелое - борьба с бюрократией
Вице-премьер рассказал газете "Сегодня", чем доволен и чем недоволен в плане подготовки к Евро-2012 за год до чемпионата и что больше всего мешает работе.
Об этом пишет сайт КИД.
- Подготовку к Евро-2012 ваша команда начала 15 месяцев назад. Верили ли в то, что способны справиться с тем, что предстоит?
- Я бы уточнил: подготовка началась 14 месяцев назад. Потому что месяц ушел на осознание тех объемов, которыми нужно будет заниматься. Но верил ли я? А я не мог сомневаться в этом, просто не имел права. Потому что если бы начал сомневаться я, стали бы сомневаться и все остальные.
- До Евро-2012 - один год. Все ли вы успели, что планировали?
- Нет. Во-первых, нерешенная проблема НСК "Олимпийский", где из-за неожиданной для нас немецкой непунктуальности сроки сдачи объекта пришлось сдвинуть на два месяца. Во-вторых, не менее неожиданно возникшая проблема с общественным транспортом во Львове, который на десять месяцев отстает по графикам закупки автобусов. Местная власть ссылается на проблемы с банками, которые вовремя не выделили кредиты, однако я не считаю это оправданием. Почему-то Донецк и Харьков успели все вовремя, закупив львовские автобусы. А Львов остался единственным городом Евро-2012 в Украине, который львовские же автобусы не закупил.
- Срок окончания работ на "Олимпийском" сдвинут. Теперь то же происходит на варшавской арене. Это проблема конкретно нашей подготовки к чемпионату или обычное явление?
- Такова судьба всех больших объектов - малейший сдвиг в одном пункте дает сбой по всей цепочке. Ну, кто мог подумать, что немцы подведут? А ведь из-за этого тяжелая техника, необходимая для монтажа крыши, находится на поле - и, соответственно, никаких работ на поле мы вести не можем. Похожие проблемы и у поляков. Все эти стадионы построены по индивидуальным проектам, поэтому стандартных схем решения проблем нет. Каждый раз приходится находить новый путь. Но главная беда, конечно, не в этом. Если бы начали не весной 2010 года, а на два года раньше, то успели бы абсолютно все. Но очень много времени было потеряно впустую, и нам пришлось сжимать подготовку в оставшиеся сроки.
- Что было самым тяжелым за прошедшие 14 месяцев?
- Да многое было нелегко. Но самое тяжелое - борьба с бюрократической машиной. Правительство продолжает оставаться Совнаркомом с функциями, которые оно выполняло в 30-е годы прошлого столетия. Под давлением президента сокращение было произведено, однако внутренне Кабмин не изменился - все та же плановая система, при которой исключительную роль играет Министерство финансов. Которое, в свою очередь, делает все возможное, чтобы не дать остальным ничего сделать. Они просто не знают, что такое сроки, и не уважают чужой труд. Без реформы Минфина мы так и будем тянуть со всем остальным.
- Однако весной прошлого года казалось, что за реформы и спасение Евро-2012 взялась единая команда...
- Команда-то единая, да вот арбитр попался очень низкой квалификации - в Минфине просто не понимают задач, которые стоят перед другими. Они не понимают, что страна 20 лет практически ничего не строила, из-за чего по многим направлениям трещит по швам. И решать эти вопросы надо быстро. А у нас в XXI веке налоговая отчетность до сих пор не компьютеризована. Страна идет вперед, а Минфин до сих пор находится в советском застое. Может, и не стоило об этом говорить, но уже наболело. Это то, с чем мои специалисты сталкиваются каждый день. Если вице-премьеру в Минфине улыбаются, потому что не могут себе позволить вести так, как хотят, то половина моих сотрудников от такого общения должны быть в инфарктном состоянии. Впрочем, это не только вина Минфина - такое создано законодательное поле. Надеюсь, дальнейшее реформирование, которое инициирует президент, заставит Минфин исправить ситуацию.
- Вы верите в его возможность самореформироваться?
- Я верю в неизбежность президентских реформ. Не смогут нынешние люди в Минфине - придут другие.
- На какой проблеме подготовки к Евро-2012 нужно сосредоточиться в первую очередь в течение ближайшего года?
- Дороги. Не хочу конкретизировать, но есть в этом вопросе очень проблемные аспекты.
- И все-таки речь идет о решении снизить акцизы на бензин, поступления от которых должны были идти на строительство и ремонт дорог.
- В том числе и это. Не хочу сказать, что этот потерянный миллиард срывает планы "Укравтодора", но это деструктивное решение, которое ничего хорошего не принесло. Тем более что вскоре после него цена бензина все равно перешагнула за 10 гривен. Хорошо хоть хватило ума не снижать акциз в очередной раз, чтобы отобрать у "Укравтодора" еще один миллиард. Ну, не можем мы регулировать ситуацию с ценами на нефтепродукты! Вот скакнет вдруг цена бензина на доллар, и что, как мы будем регулировать?! Для этого нужна своя нефть в большом количестве, и не просто украинская, а государственная. У нас этого нет. Поэтому лучше заняться повышением дохода государства, о чем, собственно, и говорит президент.
- Что из сделанного за прошедшее время вызывает наибольшее удовлетворение лично у вас?
- Мне нравится, как растут украинские аэропорты. Правда, я недоволен авиакомпаниями, и мы уже делаем сайт "Затримки.net" и попросим всех пассажиров с ним сотрудничать. Нужно дисциплинировать работу авиакомпаний в пользу пассажиров.
- Год назад вы говорили о еще одной проблеме - таможенных переходах. Удалось ее решить?
- Увы, лишь частично. Да, мы идем на упрощение таможенных процедур под Евро-2012. Но закончится чемпионат, и что - вернемся к старому?! В большой степени работа таможенных постов зависит от культуры нации в целом. А с этим у нас проблемы.
- Дата "Один год до Евро" условна - подготовка все еще в процессе. Когда будет сдан последний из основных объектов Евро-2012?
- В декабре 2011 года. Кроме внутригородских дорог, у которых контрольный срок - апрель-май, все остальное к этому времени будет закончено.
- То есть можно сказать, что в 2012 году подготовка к Евро-2012 серьезных затрат из бюджета не потребует?
- Останутся дороги. Мы изучили все возможные варианты и пришли к выводу, что без государственного финансирования за счет профильных налогов эту проблему не решить. Чтобы строить 1000 км дорог в год, нужно 5 млрд долларов. Таких денег "Укравтодор" не заработает никогда. Но заниматься этим необходимо.
- Пройдет финальный матч Евро-2012. Какие слова вы хотели бы услышать от болельщиков после него?
- Я знаю, каких слов я не хотел бы услышать. А так - если не будет серьезных замечаний, я буду доволен. Мне не стоило бы, наверное, сейчас хвалить команду, которая занималась Евро-2012 в последний год, чтобы она не расслаблялась - ведь подготовка продолжается, - но я считаю, что во многих моментах она сделала невозможное. И я думаю, украинские города, которые примут Евро-2012, приятно удивят всех.