Как вписаться в финансовый фейр-плей
Украинским футбольным грандам придется строить аквапарки с музеями
Футбольные клубы не живут по средствам. Даже «Барселона», «Реал» и «Манчестер Юнайтед» не всегда сводят доходы с расходами. А такие клубы, как ПСЖ, «Зенит» или «Манчестер Сити», чтобы быстро достичь результата и войти в число европейских грандов, ежегодно тратят более 100 млн. долларов только на покупку футболистов, не считаясь с клубной бухгалтерией.
Разговоры о том, чтобы найти возможность ограничить «трансферное безумие» футбольных клубов, ставящих во главу угла усиление составов за любые деньги, велись давно, а финансовый кризис подтолкнул УЕФА к принятию конкретных решений. Усугубление финансовых потерь, понижение доходности, проблемы с привлечением финансирования даже для ведения ежедневной деятельности привело многие клубы к снижению ликвидности и, как следствие, к задержке выплат другим клубам, работникам, а также общественным и налоговым органам.
В сложившейся ситуации в УЕФА решили обеспокоиться благополучием и стабильностью европейских клубных турниров. В организации разработали и приняли концепцию «финансового фейр-плей». Программа была утверждена Исполнительным комитетом УЕФА в сентябре 2009-го. Главная задача — сделать клубы финансово устойчивыми и лишить их возможности тратить больше, чем они зарабатывают. Так футбол официально стал бизнесом. А команды поставлены перед необходимостью выстраивать реалистичные бизнес-модели.
Власть - контролерам
Хотя правила финансового фейр-плей начали работать с 2011 года, первая оценка ситуации будет дана только по ходу сезона 2013/2014 — сколько клубов сумеет выйти на уровень хотя бы нулевой рентабельности и сколько обозначат свое движение в заданном направлении. Первых штрафных санкций стоит ожидать не ранее сезона 2014/2015.
Итак, у клубов не должно быть задолженностей по трансферам и зарплатам своего персонала и футболистов. Также клубы должны начать зарабатывать деньги, а у кого не получается — хотя бы сокращать убытки. Эти задачи актуальны для команд, участвующих в европейских футбольных турнирах. Если команда пробилась по итогам сезона 2013/2014 в Лигу чемпионов или Лигу Европы, но не соответствует одному из вышеперечисленных критериев, — это может повлечь за собой штрафы, изъятие призовых денег, снятие очков и даже запрет на участие в турнире.
Впрочем, требования собираются ужесточать постепенно. Никто не ожидает, что клубы сразу начнут показывать прибыль. Главное — обеспечить позитивную динамику: сокращение расходов, рост доходов от новых спонсоров или видов деятельности и т.д. Словом, зарабатывать деньги, а не жить на денежные вливания хозяев. (Чем сейчас занимаются абсолютно все украинские клубы.) А владельцам или акционерам пока разрешено покрывать убытки клубов за счет своих средств в размере не более 45 млн. евро за сезон. Через пару-тройку лет эту сумму предполагается сократить до 30 млн. А через десять лет заставить всех участников евротурниров выйти на самоокупаемость.
В УЕФА полагают, что у богатых владельцев клубов не получится вести фиктивную бухгалтерию, скажем, заключать спонсорские соглашения между клубом и аффилированными с владельцем компаниями для искусственного завышения доходов. Следить за порядком призвана Инстанция по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая в 2012-м взяла на себя функции, ранее осуществлявшиеся рабочей группой УЕФА по финансовому контролю клубов. ИФКК состоит из двух палат — следственной и арбитражной — и фактически является органом правосудия УЕФА. Ее решения могут быть обжалованы только напрямую в Спортивном арбитражном суде в Лозанне. Однако профессионализм контролеров из ИФКК пока не подтвержден конкретными выявленными связями «сторонних» компаний с владельцами клубов. Как у них это будет получаться с командами из Восточной Европы, чьи собственники обычно имеют огромный опыт использования офшорных «прокладок» на все случаи жизни, покажет будущее.
Не полагаться на «прокладки"
Ну а клубам, и украинским в том числе, пожелавшим честно сыграть в финансовый фейр-плей, придется много работать. Главными источниками дохода в футболе являются: продажа медиаправ на трансляцию матчей, спонсорские поступления, продажа билетов и match day (сувениры, еда, напитки, шоу в день матча). Если говорить о цифрах, то, например, английская Премьер-лига в сезоне 2010/2011 заработала более 2 млрд. долларов, в том числе 52% составил доход от продажи медиаправ и по 24% — спонсорские поступления и доходы от match day. Причем зарабатывают не только гранды, но и аутсайдеры. Так, в сезоне 2012/2013 чемпион Англии «Манчестер Юнайтед» получил 60,8 млн. фунтов от реализации медиаправ, а занявший последнее место «Куинз Парк Рейнджерз» — 39,8 млн.
Очевидно, что украинская Премьер-лига должна будет разработать свою систему увеличения доходов. Теоретическиэтого можно достичь за счет привлечения крупных спонсоров, которые придут прежде всего благодаря созданию единого ТВ-пула. Права на показ чемпионата в такой ситуации будут принадлежать одному транслятору, а Премьер-лига сможет продавать их одним пакетом. Сейчас же все права принадлежат клубам (формально — ФФУ, но федерация отдала права клубам на восемь лет), и они работают напрямую с телеканалами. Эффективность этой работы невысока: за прошлый чемпионат девять клубов («Шахтер», запорожский и донецкий «Металлурги», «Черноморец», «Ильичевец», «Заря», «Таврия», «Ворскла» и «Говерла») заработали в сумме 7,2 млн. долларов на продаже медиаправ в Украине и еще 0,7 млн. долларов — на продаже «картинки» за границу. По словам гендиректора Премьер-лиги Петра Иванова, организация сейчас не может зарабатывать больше и клубам пока стоит надеяться только на себя. «К сожалению, сейчас Премьер-лига не может обеспечивать клубы в такой мере, чтобы они соответствовали финансовому фейр-плей. Мы еще не Бундеслига и не английская Премьер-лига, которые зарабатывают по полтора-два миллиарда в год на продаже ТВ-прав. Сейчас нашу лигу смотрят во многих европейских странах и не только. Но основные статьи доходов клубов — это трансферная и рекламная деятельность. В той ситуации, которая сложилась сейчас в мире, спонсоров найти трудно, но мы работаем над этим», — сообщил он «Комментариям».
Итак, можно выделить четыре направления, которые придется одновременно реализовывать украинским клубам, чтобы вписаться в финансовый фейр-плей. Во-первых, энергично развивать инфраструктуру, тем более что расходы на ее строительство не учитываются ИФКК как расходы клубов. Серьезные команды делают хороший бизнес вокруг своего стадиона, особенно в день матча. В первую очередь «Шахтер», «Металлист» и «Динамо» вполне могут построить клубные парки развлечений с аквапарками, музеями команд, магазинами по продаже символики и пр. Такие объекты будут приносить гарантированную прибыль и под них можно найти инвесторов. К слову, по схожему пути пошел мадридский «Реал», объявивший о начале строительства развлекательного рекреационного комплекса в ОАЭ — «Остров отдыха «Реала».
Во-вторых, клубы могут платить за покупку игроков в рассрочку. На первый взгляд это невыгодно продавцу, но только если он сам не вынужден соблюдать финансовый фейр-плей и не планирует завтра из продавца превратиться в покупателя.
В-третьих, новыми красками готовится заиграть избитая тема о вложении денег в детский и юношеский футбол. Кто-нибудь из клубов может построить собственную академию, в которой через некоторое время вырастут для продажи дорогостоящие таланты. К примеру, этот бизнес хорошо удается португальскому «Порту», зарабатывающему сотни миллионов на трансферах.
Наконец, в-четвертых, активный поиск спонсоров обязан стать основой футбольного бизнеса, а спонсорские контракты — главным источником дохода клубов. А вот на серьезный заработок от продажи медиаправ в украинских реалиях рассчитывать не стоит.