У "Динамо" могут возникнуть проблемы с УЕФА
Напомним, что УЕФА ввел требования финансового фэйр-плея еще год назад. Сейчас они касаются клубов, у которых есть задолженности,в том числе и перед сотрудниками, а не только футболистами.
К примеру, именно из-за такой задолженности была исключена «Малага».
В любом случае он касается исключительно тех клубов, которые будут участвовать в еврокубках. У команд не должно быть задолженностей по трансферам и зарплатам.
Также они должны показать свою безубыточность. Главные источники дохода при этом: медиа права, спонсорские поступления, продажа билетов и match day (сувениры, еда, напитки, шоу в день матча).
По критерию безубыточности клубов, первые санкции УЕФА стоит ожидать в сезоне 2014/15. Но, отметим, от клубов не будут сразу требовать прибыль. Будет важна позитивная динамика в финансах. Например, если клуб найдет новых спонсоров или расходная часть бюджета начнет сокращаться, то УЕФА может допустить команду к участию в еврокубках.
Если обратить взор на украинские клубы, то худшая ситуация сейчас именно у киевского «Динамо» и днепропетровского «Днепра». Особенно печально все именно у «Динамо».
Тогда как УЕФА требует сокращения расходов – у киевлян они просто растут. Уже второй год подряд динамовцы тратят на трансферы порядка 50-ти миллионов долларов. При этом продавать у клуба не выходит патологически. Последним игроком, ушедшим из «Динамо» за солидную компенсацию, был финн Роман Еременко.
Остальные футболисты уходили либо бесплатно, либо за деньги, которые были существенно меньше тех, которые потратили на их приобретение.
Если взять ситуацию в донецком «Шахтере» и харьковском «Металлисте», то первые продав Виллиана, Фернандиньо и Мхитаряна пополнили бюджет клуба более чем на 100 млн. дол. И теперь имели все права потратить их. Харьковчане также отпустили Тайсона за солидную сумму, да и трансферная история клуба подтверждает, что мариновать здесь игроков не будут и умеют отпустить вовремя. Увеличить поступления за счет продажи медиаправ украинским клубам вряд ли удастся в ближайшие два года. А ведь это львиная доля доходов европейских клубов. Но ситуация в украиснком футболе оказалась такова, что УПЛ во главе с президентом Виталием Даниловым не только не способны делать то, на что их наняли клубы – зарабатывать деньги, им даже не удалось сформировать единый телевизионный пул, который можно было продать подороже.
Сейчас также рассматривается вариант создания объединенного чемпионата с Россией, где каждый клуб получил бы за одного только участие гигантскую сумму, однако, это это пока что из области фантастики. Да и в случае появления такого чемпионата гораздо меньше украинских клубов смогут претендовать не то что на Лигу чемпионов, но даже на зону еврокубков. В данный момент, разница между бюджетами и возможностями российских и украинских команд колоссальна.
Доходы от продажи сувениров и в день игры у «Динамо» также ниже, чем у их конкурентов за счет гораздо меньшей посещаемости. При этом у того же «Металлиста» эти доходы возрастут, после того, как будет приобретен стадион. Тогда все доходы match day останутся в клубе.
Непопадание в Лигу Чемпионов и в следующем сезоне вполне может усугубить ситуацию для киевлян. Ведь 15 млн. евро лишними для финансового фейр-плея точно не будут.
Как же избежать привлечения за нарушения этого нового еще для нас правила? Киевлян, кпримеру, может спасти, если команда заиграет и начнет выигрывать трофеи, а клуб уменьшит траты на приобретение новых игроков. Есть еще вариант заключения новых спонсорских контрактов. Здесь первая ласточка уже прилетела – контракт с банком «Надра» - весьма солиден. Но все же этого мало.
Авиакомпания из ОАЭ, к примеру, заплатила за смену названия клубного стадиона «Манчестер Сити» 400 миллионов фунтов в год. Такую цену еще никто не платил за подобную услугу.
Как на подобное соглашение посмотрит УЕФА? Европейские чиновники пожурили «Манчестер Сити». Сказали, что сделка с «Этихадом» подвергнется «проверке». И если связь между владельцами и спонсорами клуба найдется, контракт не будет учитываться в финансовой отчетности. Но как УЕФА докажет нечестность этой сделки? Учитывая огромный опыт украинских олигархов прятать капиталы в оффшорах, доказать причастность некоторых структур к клубу будет очень сложно.
Есть еще более креативный способ. Создавать побочные фирмы. К примеру, турецкий «Трабзонспор» построит на побережье Черного моря гигантскую гидроэлектростанцию. Дело в том, что в Турции, по оценкам экономистов, резко возрастает потребность в электроэнергии. И вложение средств в данную отрасль является очень перспективным ходом.
В середине 90-х у киевского «Динамо» была куча бизнес-структур, не удивлюсь, если все это вернется. «Шахтер» будет торговать углем, «Металлист» - газом, «Динамо» - электроэнергией, а «Днепр» - коксом.
Но в любом случае, при внедрении нового правила на первое место выйдет работа клубного менеджмента, а он у киевлян в последние десять лет хорошими результатами не блещет, в отличие от того же «Шахтера»
Справка.
Правила финансового фэйр плей (далее используем популярную в Европе аббревиатуру ФФП) сводятся к тому, что клубы не должны потратить за год больше денег, чем они заработали. Но есть ряд оговорок.
1) Если у клуба есть богатый владелец, ему разрешается покрыть убытки в размере не более 45 миллионов за счет своих собственных средств. Эта опция, впрочем, будет доступна только в первые годы. Дальше сумма, покрываемая владельцем, сократится до 30 миллионов. К концу десятилетия такие клубы должны будут выйти на самоокупаемость.
2) Расходы на инфраструктуру УЕФА не учитывает. То есть если, к примеру, российский клуб имеет отрицательный баланс из-за строительства стадиона или вложений в свою академию, УЕФА санкции применять не будет.
3) Не все клубы с отрицательным балансом будут сразу исключаться из Лиги чемпионов. Если у клуба в отчетности года наблюдается положительная динамика и убытки сокращаются, УЕФА не станет карать клуб так сурово. А лишь вынесет предупреждение или наложит штраф.
Источник: dozor.com.ua