Футбольная религия: стиль Луческу
Французские журналисты любят общаться с Мирчей Луческу. Мало того, что главный тренер «Шахтера» – сам по себе персона интересная, так еще и свободно говорит на их языке. Недавно во France Football вышло большое интервью Мистера, в котором он впервые рассказал о том, как формировался его фирменный тренерский стиль. Предлагаем вашему вниманию самые интересные выдержки из этой статьи, опубликованной в парижском журнале.
Хитрее всех других
«У нас самая бразильская команда в Европе», – впервые Мирча Луческу сказал это почти 4 года назад, когда «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА. С тех пор румынский тренер не изменил свою футбольную религию. Ядро в его схеме 4-2-3-1 всегда бразильское: более того, сейчас в «Шахтере» играют аж десять латиноамериканцев. Рекорд! Мистер, тренирующий команду в течение вот уже девяти сезонов, объясняет это так:
– Сегодня бразильцы уже марка «Шахтера». Благодаря тому, что они говорят на одном языке и одинаково ощущают игру, эти футболисты привносят особую технику, зрелищность и согласованность в нашу манеру атаковать.
К тому же присутствие бразильцев в команде – это отличный задел, чтобы завоевывать титулы, сохранять статус команды № 1 в стране, вносить изюминку в матчи Лиги чемпионов, постоянно заполнять стадион в 52 000 мест и доставлять удовольствие миллиардеру Ринату Ахметову – собственнику клуба и человеку, занимающему 39-е место в мире с состоянием в 12 миллиардов евро.
В 2002 году 22-летний Брандау первым приехал в Донецк «поднимать футбольную целину». Правда, Луческу признается, что «он так никогда и не адаптировался». Затем последовали другие двадцатилетние, как, например, Матузалем, который сегодня играет в «Дженоа», или Элано, выступавший в составе сборной Бразилии на чемпионате мира – 2010. Так что семена окончательно взошли и рецепт продолжает действовать.
– Клуб имеет деньги, и в нем создана исключительная структура, – объясняет Мистер. – «Шахтер» платит очень хорошую зарплату. Но поскольку при этом он не может сражаться со всем миром, приходится быть более хитрым и более изобретательным, чем другие. Когда хотят отправиться на поиски молодых качественных игроков за границу, в основном нападающих или атакующих полузащитников, бразильский рынок неисчерпаем! Когда мы поняли, что благодаря Матузалему «Шахтер» сделал качественный рывок, я посоветовал моему президенту и в дальнейшем следовать выбранной стратегии. Это как раз то, что нужно: он обожает футболистов техничных, быстрых и способных продемонстрировать зрелищную игру. Чтобы заполнить наш стадион и привлечь новых болельщиков, нам удалось соединить футбольные результаты и зрелищность. Впрочем, все это изменило смысл и моей работы. Отныне я выстраиваю игру и провожу тренировки в зависимости от бразильцев, увеличивая, например, упражнения на коротких пространствах – там, где они наиболее сильны.
В чем ключ к такой специфической комплектации? Итак, для начала надо отправиться на поиски молодых игроков «18–19–20 лет, у которых еще нет плохих привычек».
– Затем хорошо их воспитать и создать для них благоприятные условия. Пока они что-то не докажут на поле, – продолжает Луческу, – запрещать им давать интервью. И, наконец, не возлагать на них ответственность слишком быстро, чтобы не обжигать их крылья. Вначале я даю им играть четверть часа или 20 минут. Время от времени я их испытываю в течение полутора лет или двух. Таким образом, они лучше изучают игру команды, а я всегда имею готовую равноценную замену в случае, если один из них уходит. Чтобы создать здоровую конкуренцию среди бразильцев, как вы наверняка замечаете, я часто делаю замены среди них. Единственная проблема с латиноамериканскими игроками – это окружение и агенты.
Так, например, зимой «Шахтер» лишился одного из своих лучших футболистов – левого полузащитника Виллиана, который мечтал об английской Премьер-лиге, но в конце концов польстился на 35-миллионный трансфер в «Анжи» и «превосходный» контракт на 5 лет.
– Я предчувствовал этот удар, хотя многие предпочитали не обращать внимания на подобные разговоры. Но мы предупредили это событие и купили Тайсона, который уже играл в Украине, в Харькове. Благодаря его взрывной скорости, дриблингу и умению хорошо использовать пространство, я надеюсь, что он скоро впечатлит Европу.
Нужны головы, а не ноги
Бразильцы придают команде стиль, интуицию и особую манеру игры. Например, Фернандиньо, экс-победитель молодежного чемпионата мира, прибывший в 2005-м, является непререкаемым лидером по технике. Средняя результативность команды за игру – 2,74 в целом во всех турнирах! Наконец, дончане выбили «Челси», действующего обладателя кубка Лиги чемпионов.
Успех «Шахтера» – это, прежде всего, успех всей команды, выстроенной терпеливо, последовательно, умно и кропотливо. Команды, имеющей настоящую игровую философию. В чем же заключается философия Мирчи Луческу как тренера?
– Брать молодых, обучать, делать из них больших профессионалов, заставлять их расти и прогрессировать вместе, поэтапно, с хорошим отношением и обязательной дисциплиной. Особенно взывать к их уму, но не ломая и не ущемляя их индивидуальность, – говорит Мистер. – А также развивать другие их качества, кроме простого инстинкта. Как я им часто говорю: мне необходимы ваши головы, а не ваши ноги. Так что результат, который они демонстрируют на газоне, это только следствие невидимой работы. Я очень внимателен к самым мелким деталям в жизни коллектива, каждое мгновение я слежу за балансом в команде. Я ее строю, взвешивая каждый ингредиент с максимальной точностью, как в аптеке.
Добиться этого можно путем изменения позиции игрока.
– Я сделал это, например, с Ракицким, изначально левым защитником, которого сместил в центр. Или с Хюбшманом, который пришел как центральный защитник и которого я впоследствии сделал опорным полузащитником, где он стал очень важен, – продолжает главный тренер.
Возможно, эти слова помогут понять структуру команды изнутри – команды очень молодой в организации наступательных действий, очень европейской, все более экспериментирующей в оборонительной линии и очень бразильской. Кстати, даже армянский лидер атак «Шахтера» Мхитарян провел 4 месяца в Сан-Паулу, когда ему было 17 лет! Луческу всегда говорит:
– Чтобы команда могла продемонстрировать свои качества и играть так, как я хочу, в определенных случаях нужно жертвовать собой и начинать служить таланту. Это о Дугласе Косте, который имеет способность к умопомрачительному рывку, или об Алексе Тейшейре, которому стоит только коснуться мяча – и он способен потрясающе его контролировать.
Отобрать или взорваться
Оставляем принципы игры и важные слова румынскому тренеру: рваный ритм, мелкий пас, прорывы по флангам, изменение ритма и направления, создание свободного пространства вдоль бровок, численное большинство…
– Концепция, – говорит он, – заключается в том, чтобы контролировать игру, владеть мячом и создавать моменты в каждой зоне, в каждой ситуации, даже при угловых! Для меня единственный момент, когда можно остаться без мяча, это при нанесении удара по воротам и в завершающей фазе атаки.
Стиль «Шахтера» базируется на нескольких ключевых моментах: контроле мяча, игре в пас, эффективности передач – чтобы либо коллективно отобрать мяч, либо всем взорваться и двинуться вперед. А также на качестве первого паса, переводе акцента игры на противоположный фланг, на умении полузащитников ворваться в штрафную в конечной фазе атаке. И если эффективность в целом достигается благодаря флангам, в частности правому, то качество подач (а это 40% забитых голов), фундаментальность и сила двух латералей, Срны и Раца, зависят, прежде всего, от командной игры. Вместе атаковать и прессинговать при потере мяча, создавать плотность там, где это нужно!
– Такой игрок, как Мхитарян, очень креативен, он использует свободные зоны, созданные Луисом Адриано, но он также и самодостаточен и играет большую роль при отборе мяча, – подчеркивает Луческу.
Два года назад «Шахтер» вышел в четвертьфинал Лиги чемпионов, где был остановлен «Барсой» – лучшей в своей истории. Сегодня «Шахтер» мечтает о том времени, когда он надолго обоснуется в топ-10 европейских клубов и упрочит свои позиции на этом рынке. Никогда не отрекаться!
– Мы лучшая команда Восточной Европы, – заявляет Мирча Луческу. – Я горжусь нашей игрой, у меня здоровая атмосфера в раздевалке. Нам не хватает малости – немного опыта и наглости, чтоб достичь других высот и конкурировать с грандами. Но когда у тебя нет такой истории, таких денег и такой силы в медийном мире, я знаю, насколько это трудно…
Мирча Луческу: «У меня особая связь с Бразилией»
Главный тренер «Шахтера» открыл для себя Бразилию в 22 года во время турне со сборной Румынии. Эта встреча со страной футбола и самбы повлияла на его видение игры.
– Мистер, откуда к вам пришла эта страсть к Бразилии?
– Она восходит к событиям более чем 40-летней давности – к первой поездке в составе сборной Румынии зимой 1967–1968 годов. Ее организовал ливанский менеджер – очень большой друг будущего президента ФИФА Жоао Авеланжа. Мне было тогда 22 года, и я только что сыграл матч в Киншасе против сборной Конго – это было прямо перед Рождеством. Я был вынужден самостоятельно провести три дня в Дакаре, чтобы дождаться свою визу. Поэтому отправился изучать близлежащие территории. Позже мы провели более месяца в Бразилии, пересекая страну с юга на север, от Порту-Алегри до Форталезы. Это был потрясающий опыт… Можете представить, какой степени восхищение и удивление испытывал я, молодой футболист, выходец из социалистической страны, о существовании которой в мире знали только благодаря карте. В ту эпоху, еще полную беззаботности, но уже с психоделическими элементами, я открыл для себя то, что составляет сущность каждого бразильца: футбол, самба, пляж и секс. Я лучше понял, почему этого им достаточно, чтобы жить счастливо. Все вертелось вокруг этого! Да, и не забыть еще Brahma Chopp – пиво номер один в стране… Помню, как мы выпили его по бутылочке в Милане с Роналдо, когда я тренировал «Интер» в течение 6 месяцев в конце 1990-х.
– Что вы первым делом отметили для себя в этом путешествии?
– Атмосферу на стадионах, где ты играешь в ритме самбы с каждой группой болельщиков, которые откликаются каждый раз, когда их команда перехватывает мяч и атакует. Все это создает уникальную атмосферу и на трибунах, и на поле, которая меня невероятно впечатлила. Игроки очень сильно ее ощущают. Спустя два года после того турне я вновь вернулся в Бразилию – это было начало 1970 года, в январе – феврале, за несколько месяцев до старта чемпионата мира в Мексике. Мы сыграли в Белу-Оризонти, в Куритибе, заскочили в Перу на карнавал, потому что в тот момент все остановилось и все остальное не имело значения. Потом мы поборолись на турнире на «Маракане» с «Фламенго», «Васко да Гамой» и аргентинским «Индепендьенте», где я стал лучшим игроком по версии журнала O Globo. У меня дома еще должен быть этот трофей…
– Отсюда и такой ваш стиль игры – немного бразильский?
– Я одинаково играл и на левом фланге, и на правом, поскольку я «двуногий» футболист. Иногда даже в атаке. Но я всегда был игроком очень техничным, с хорошим дриблингом, с хорошими и нацеленными передачами в штрафную площадку. Да, было что-то бразильское. Каждый раз, когда я играл в Бразилии – а я сюда вернулся еще раз в 1971 году с «Динамо» (Бухарест), – чувствовал себя потрясающе. Это соответствует тому, что я понимаю под вдохновением, креативностью и виртуозностью. Кроме всего прочего, в ту эпоху Румыния играла в футбол, основанный на удержании мяча и затягивании времени. Команда хорошо использовала свободные зоны и умно возвращалась назад, терпеливо выстраивая игру в короткий пас. Как барселонская тики-така сегодня… Но вершиной было все-таки то, что румынам удалось сыграть с великой сборной Бразилии в Гвадалахаре на чемпионате мира в 1970 году, немногим позже этого турне. В тот день мы проиграли 3:2. Пеле забил два гола в конце матча. И я смог поменяться с ним футболками. Я так ее и храню, не стирая. И с того времени она занимает особое место в моей коллекции сувениров. Таким образом, я могу говорить, что у меня особые отношения с Бразилией и что эта связь тянется из далекого прошлого. Иногда я прокручиваю в голове те годы и рассказываю своим бразильским игрокам о стране и эпохе, которую они не знают. Так я создаю особую атмосферу чувствительности и устанавливаю связи, которые помогают наладить контакт между тренером и футболистами.
– Этот опыт повлиял на вас не только как на игрока, но в особенности как на тренера?
– Этот опыт во многом объясняет мою философию игры и мою однозначную любовь к футболу техническому, атакующему, зрелищному и умному. Где бы я ни тренировал, мои команды всегда играют хорошо. Никто не может этого оспорить! Кстати, с того периода я заинтересовался культурой страны, ее менталитетом, ее музыкой и языком. Сегодня, например, я свободно говорю по-португальски. А потом перевожу на русский для остальных… Однажды я понял, что мне будет гораздо проще научиться бегло говорить по-португальски, чем продолжать вызывать учителя русского языка для бразильских футболистов. Хотя… Фернандиньо, который пришел к нам в 2005 году, сегодня все-таки говорит по-русски.
Три ключевых игрока «Шахтера»
Фернандиньо, лидер в технике
Мнение Луческу: «Это потрясающий футболист – в прошлом нападающий, которого я трансформировал в полузащитника. Его индивидуальные технические способности, его видение игры и качество его пасов просто исключительны. Он отлично включается в игру, ассистирует и часто выполняет черновую работу. Кроме того, он неизменный участник всех важных моментов матча. Это величайший профессионал, очень уважаемый в своем ремесле, который всегда действует в согласии с командой. Я не понимаю, почему он до сих пор регулярно не играет в сборной Бразилии, поскольку, по моему мнению, при нынешнем ее составе Фернандиньо лучше Рамиреса («Челси»). Я не удивлюсь, если однажды он окажется в очень сильном клубе».
Дарио Срна, лидер в раздевалке
Мнение Луческу: «Это капитан и душа команды. Как футболист, который очень долго выступает за «Шахтер», он является воплощением ценностей и философии игры нашей команды. И Дарио дает им дальнейшее развитие. С того дня как Жадсон ушел в «Сан-Паулу», проведя с нами шесть сезонов, Срна стал абсолютным лидером в командной среде, не только в раздевалке! Он играет очень важную роль при интеграции новшеств, следя при этом за балансом между разными генерациями внутри «Шахтера». Ну и, конечно, на поле он остается потрясающим игроком на своей правой бровке, в частности благодаря умению создавать численное превосходство, свой объем выполняемой работы и качество передач».
Генрих Мхитарян, лидер в атаке
Мнение Луческу: «Игрок необычайно умный, который живет только футболом. Я его заметил, когда ему было 17 лет и он играл против «Шахтера» в квалификационном раунде Лиги чемпионов в составе ереванской команды. Но у нас никто тогда особо не доверял армянским футболистам. А я настаивал – и он к нам перешел спустя два с половиной года, но уже из другого донецкого клуба, «Металлурга». Генрих ускоряет игру, всегда очень хорошо чувствует ситуацию, контактирует с остальными футболистами на поле, он обладает потрясающим чутьем, играет важную роль в создании моментов и при этом забивает много голов. Благодаря качественному рывку, который он сделал за год, возрос уровень игры команды в целом».
Источник: ФК «Шахтер» по материалам журнала «Шахтер»