Угрюмов: "Посмотрел тренировочные планы "Динамо" и, если честно, пришел в ужас"
Заслуженный тренер СССР по прыжкам в воду Михаил Угрюмов рассказал о том, как его идеи нашли применение в футболе:
- Когда вы впервые задумались о несовершенстве футбольных методик?
- Когда жил в Киеве и периодически смотрел по телевизору игры киевского "Динамо". Потом попал в Испанию, а там невозможно жить, не интересуясь футболом.
Если, допустим, ты пришел к руководству с какой-то своей проблемой, но не смог ответить на заданный тебе футбольный вопрос или просто поддержать тему, к тебе никогда не будут относиться всерьез. Футболом в Испании пронизано все. Это - религия, причем значительно более популярная, чем католицизм.
Кстати, координационная подготовка, на тему которой я читал лекции в школе Кройфа, заинтересовала меня как раз в Киеве. В начале 70-х я работал со своими спортсменами в гимнастическом зале "Авангард", где Валерий Лобановский регулярно проводил для своих футболистов занятия по акробатике. Однажды я по обыкновению вставил свои "пять копеек", комментируя тренировку, и Лобановский тут же пригласил меня в клуб. С тех пор почти два года занятия акробатикой у игроков киевского "Динамо вел я. Вплоть до 1975 года - когда мою ученицу Жанну Цирульникову (двукратная чемпионка Европы в прыжках с трехметрового трамплина. - Прим. Е.В.) начали привлекать к работе в составе сборной СССР, и мне пришлось ездить с ней на сборы.
Вот это и было моей первой "плотной" работой с футболистами. Они делали у меня фляки (темповой переворот назад. - Прим. Е.В.), всевозможные сальто. В то время это было в футболе абсолютной диковинкой.
- Зачем футболисту фляки и сальто?
- Ну вы же не спрашиваете, зачем нужна спортсмену координационная подготовка? В футболе, безусловно, нет нужды чрезмерно заботиться о качестве каждого движения - это не прыжки в воду, где можно войти в воду абсолютно вертикально, но при этом получить самые низкие оценки, потому что согнуты ноги или вывален живот. Там безразлично, как именно ты забил гол. Но общая координация крайне важна. А ее уровень напрямую зависит от количества разнообразных движений, которые человек в состоянии сделать. Это развивает мозг.
Второй раз я столкнулся с киевским "Динамо", когда возвращался в Испанию после работы в Великобритании и на несколько месяцев задержался в Киеве. Командой руководил уже Алексей Михайличенко, начальником по науке у него работал мой хороший знакомый. Я посмотрел тренировочные планы и, если честно, пришел в ужас.
Вот всего лишь один пример: тренировочный состав основной команды - это 22 человека. Но все они никогда не играют в матче. Максимум - 12-13. Если матч играется в воскресенье, то в понедельник команда отдыхает. Включая и тех, кто не играл. А во вторник с утра все делают часовую пробежку в темпе, с которым обычно бегают группы здоровья, составленные из тех, кому "за 70".
Вот и скажите мне: в каких ситуациях футболисту в его профессиональной деятельности может понадобиться умение бегать с такой скоростью? На что эти игроки потратили час своей жизни? Зачем? Чтобы выработать выносливость? Так для этого нужно бегать совершенно иначе.
Или другой пример: если десять человек в команде способны пробежать стометровку за 11 секунд, а другие десять - только за 14, уже одно это не дает им возможности отрабатывать одни и те же тактические схемы. Потому что приводит такая тренировка только к тому, что быстрые игроки начинают медленнее бегать, медленнее думать, подстраиваться под недостаточно хороших партнеров и так далее.
- Как вам вообще удавалось работать с футболистами, имея такие взгляды?
- Ну так интересно же понять, будет ли эта ситуация меняться. В свое время я решил стать тренером, прочитав книгу Владимира Зациорского "Физические качества спортсмена" - до такой степени мне эта книга понравилась. И вот сейчас спортивная наука все больше приходит к тому, что качества становятся все более и более узкоспециальными.
Взять ту же выносливость. Если боксеру нужно простоять 15 раундов и двигаться в определенном ритме с учетом наносимых ему ударов - это один тип выносливости. Заставь такого боксера проплыть пять тысяч метров, он утонет после первых пятисот. Потому что это - другая выносливость. У шахматистов, где после нескольких часов игры нужно сохранять способность быстро думать, она третья. Точно так же разнится взрывная сила метателя молота и "взрыв" дежурного по вратарской площадке.
Когда я смотрю, как большинство футбольных команд разминается перед игрой, то откровенно смеюсь. Выходит второй тренер на поле и начинает показывать игрокам упражнения - как физрук в пионерском лагере. Если ты считаешь себя профессионалом, то просто обязан иметь свою собственную, сложившуюся систему упражнений, максимально эффективных именно для тебя.
- Хоть какая-то футбольная сборная в мире вызывает у вас профессиональный интерес?
- На данный момент - нет. Я же вижу, как прогрессирует мировой спорт в целом. И вижу, как выглядит на этом фоне футбол. Выглядит он убого. Хотя могу сказать, что те же испанцы сейчас тренируются уже иначе. Не так, как раньше. И даже приглашая игроков в национальную команду, стараются отдавать предпочтение тем, кто играет в своих клубах у испанских тренеров.
Мне кстати, запомнилось, как в свое время "Днепр" решил пригласить к себе испанского тренера. Тот приехал, выслушал задачу и сказал, что ему нужно три года. Через три года "Днепр" выиграл чемпионат Украины.
Источник: Спорт-Экспресс