Дмитрий Шутков: "Связанный одной цепью"
Мартовский номер журнала «Шахтер» поступил в продажу. Мы же тем временем продолжаем публиковать наиболее интересные материалы из февральского выпуска клубного глянца. Эксклюзивное интервью с Дмитрием Шутковым– перед вами.
– Дима, как состоялся переход из игроков в тренеры?
– Для начала под руководством Мариана Ионицэ я год работал как игрок. Так что к моменту моей трансформации в тренеры мы были хорошо знакомы, я знал его систему подготовки. Летом 2008 года Мирча Луческу предложил перейти в тренерский штаб. Я взял на размышления сутки. Взвесив все за и против, согласился, поскольку у меня в тот момент началось наслоение травм и организм не мог выдерживать требуемые нагрузки. Не по общей физике, а именно из-за травм.
– В бытность игроком вел конспекты занятий своих наставников?
– Конспектов не вел. Просто старался запоминать направления тренировок. Правда, где-то в 2000 году на сборах начал было вести записи. Решил понемногу готовить себя к завершению карьеры. В результате стал хуже играть. И сразу от этого отказался. Получилось, больше внимания уделял конспектам, а не тренировкам. Когда стал ассистентом Мариана Ионицэ, поначалу присматривался. Мне, кстати, он очень помог при переходе от футболиста к тренеру. Мариан задавал направленность тренировки, а я больше общался с вратарями, ассистировал во время упражнений: выполнял подачи, удары.
– Тебе довелось поработать с разными тренерами по вратарям и в «Шахтере», и в сборной. Что-то из увиденного пригодилось в новой ипостаси?
– Конечно. Мне очень повезло с учителями. Первым тренером по вратарям «Шахтера» был Юрий Дегтерев. У него в работе акцент был на физическом состоянии. Но и о технике не забывал. При Невио Скале нас тренировал Роберто Ренци, который много внимания уделял техническому совершенствованию. В сборной – Михаил Михайлов, Юрий Роменский. У каждого взял что-то для себя. Нашел необходимое, на мой взгляд, для нынешней работы.
– Конечно, ты ассистент, но самостоятельность приветствуется?
– Есть такое. Ионицэ может доверить проведение тренировки мне. Существует общая направленность работы за день, два, три до игры, в недельном цикле, есть дни высокой нагрузки, которые у нас расписаны. Просто я веду тренировку. В принципе, мы с Марианом работаем в связке, и оба отвечаем за то, чтобы к вратарям не было претензий.
– Что самое важное в подготовке голкипера?
– Я бы поставил на один уровень психологическую и физическую составляющие. С одной стороны, ты можешь быть готов функционально, но, когда 70-тысячник гаркнет, потеряешься. И кому тогда нужна твоя физика. С другой – трудно быть психологически устойчивым, если у тебя нет выносливости. Эти два элемента тесно связаны.
– А как же с техникой?
– Когда вратарь приходит в команду высокого уровня, то у него еще с детско-юношеской школы должны быть заложены определенные навыки. Конечно, нет предела совершенству. На собственном опыте скажу, что левой ногой начал играть в 30 лет. Допустим, правильному приему мяча меня в 1996 году обучил Юрий Витальевич Дегтерев, первый тренер «Шахтера» по вратарям. Считаю, самому лучшему из существующих. Надо при встрече мяча с руками амортизировать его. Как бы спружинить, а не пытаться останавливать жестко. Мне тогда было, на всякий случай, 24 года.
– Сегодняшние требования к вратарям значительно отличаются от твоего времени?
– Приведу один только пример. Если раньше можно было слабо играть ногами и быть лучшим в мире вратарем, то сейчас без этого технического элемента никуда. Голкипер должен выполнять функции дополнительного защитника. Значит, владеть передачами на любую дистанцию: длинными, средними, короткими. Получается, вратарь – тот же полевой, только с правом играть руками в своей штрафной.
– Теперь знания, которые тебе пригодились, передаешь ребятам?
– Стараюсь, конечно. Но они пришли к нам не школьниками. Есть хорошее высказывание: «Нельзя научить, можно только научиться». Если вратарь прошел несколько наставников, он может заспорить: «Мне прошлый говорил, что с мячом надо работать так, а ты говоришь – по-другому. А я уже привык». Значит, надо аргументированно доказывать свою правоту. Возможно, и я что-то не так понимаю. Но все равно приходить к одному мнению. Чтоб не было недомолвок.
– Кроме работы с вратарями первой команды, что-то еще входит в твои обязанности?
– Смотрю домашние и, по возможности, выездные матчи нашего молодежного состава. Конечно, больше внимания уделяю вратарям и футболистам из первой команды. Потом Мистер интересуется, как кто выглядел. Ему нужна информация по всем игрокам, чтобы планировать состав на последующие матчи. Есть немножко административной работы: представляю тренерский штаб на предматчевых совещаниях. Но это параллельно с основной работой. В прошлом году старался в выходные выбраться в нашу Академию на вратарский день. Помогаю тренеру проводить занятия. Подсказываю ребятам какие-то технические нюансы. Хочется, чтобы правильной техникой дети владели уже в 9–10 лет. Встречаюсь с юными вратарями, как говорится, не по службе, а по душе.
Источник: ФК "Шахтер" по материалам журнала «Шахтер»