Сергей Макаров: "Я — за диалог со всеми"
После завершения четвертой отчетно-выборной конференции ПФЛ новоизбранный президент этой организации Сергей Макаров дал свою первую пресс-конференцию.
На вопросы присутствующих журналистов со всей Украины Сергей Дмитриевич отвечал больше 15 минут. Приводим вашему вниманию стенограмму пресс-конференции новоизбранного президента ПФЛ после отчетно-выборной конференции ПФЛ, проходившей вчера в Полтаве.
– Сергей Дмитриевич, очень сложная ситуация с клубами, оказавшимися в зоне АТО. По вашему мнению, как юридически правильно поступить с футболистами, чтобы они, с одной стороны, не потеряли работу, а с другой – не оказались в подвешенном состоянии?
– Да, действительно, ситуация тяжелая, и особенно тяжелая она потому, что остается неопределенной до сих пор. Например, клубы Шахтер (Свердловск) и Авангард (Краматорск) – они определились, они не будут участвовать в следующем сезоне. А вот другие, как вы слышали (та же Макеевка), они, возможно, будут участвовать. Неопределенность тоже добавляет нам головной боли. Но я рад, что конференция приняла определенную дату, до которой мы определимся. Что касается вопроса по футболистам, то механизмы есть – есть аренда, есть такой момент, что большинство контрактов заключается до конца сезона, и, в принципе, большинство будут свободными агентами. Я думаю, что выход мы найдем. И, естественно, такой, чтобы никоим образом не ущемить интересы футболистов. Это – само собой разумеется. Главное правило – футболист должен играть. Игрок не возьмет «академический отпуск», а будет при деле.
– Вопрос по поводу спортивного принципа возник по завершению нынешнего сезона. Какие будут ваши решения по этому вопросу, ведь не исключено, что и в дальнейшем такие ситуации могут случиться…
– Начну с того, что в ходе конференции намекали (может быть на меня – не знаю, на кого-то) относительно этого. Выскажу мое отношение к постановлению, которое прекратило спортивный принцип в этом сезоне в первой лиге. На мой взгляд, это было сделано ошибочно – то есть, Центральным советом была допущена ошибка. Безусловно, в той части, которая касается краматорского Авангарда, все было правильно, но при этом все остальные клубы могли спокойно доиграть, тем более, это было сделано за два тура до конца, в самый разгар борьбы, когда действительно было пять претендентов на два места вылета. На мой взгляд, можно было обойтись только первой частью: да, Авангард получает технические поражения, но при этом первая лига продолжила бы и нормально закончила свой чемпионат. А сейчас на конференции можно было бы принять решение по поводу перехода команд из лиги в лигу. То есть, в ходе сезона это делать не нужно было, это можно было сделать после. Зачем была такая спешка? Не хочу, опять-таки, ворошить прошлое, тем боле, в конце концов, сегодня конференция подтвердила это решение, а решение конференции – это вообще закон. Ну, и плюс – снялся Титан, исчезла одна из команд (УкрАгроКом или Александрия). То есть, две команды с первой лиги исчезли, и получилось, что планировали минус два – и получили минус два. На будущее скажу, что таких решений, отменяющих спортивный принцип, я постараюсь не допустить. Вы же понимаете, что спортивный принцип – это основа нашего европейского спорта. Главное в европейском спорте – это обмен командами между лигами, и мы будем стараться даже при форс-мажорах делать все в рамках закона и с соблюдением спортивного принципа.
– Сейчас четыре области не представлены в профессиональном футболе, одна из них – Ивано-Франковская. Возможно, вы слышали об инициативной группе по возрождению профессионального футбола в этой области. Готовы ли вы с ней сотрудничать?
– Конечно, тут не может быть двух мнений. Мы будем сотрудничать с любой структурой, особенно с теми, которые стараются возродить профессиональный футбол там, где его нет. Сейчас много разговоров (хотят возродить киевский Арсенал, СКА, другие клубы), но очень многие проекты заканчиваются на этапе разговоров. С одной стороны, не такие уж сложные аттестационные требования. И периодически возникающие вопросы о том, чтобы их смягчить, заканчиваются вопросом от федерации: «Например, какие требования вы бы хотели смягчить?» И оказывается, что там ничего сложного нет, это тот минимум, который вообще может быть в профессиональном футболе.
Вы знаете пример нынешнего сезона: шесть новичков ввела федерация, из них от комитета по аттестации аттестат получила только одна – Заря из Белозорья, да и то сейчас есть там вопросы. Поэтому здесь мое видение таково: на этом этапе, когда команды-новички еще только проявляют интерес, или инициативная группа начинает работать по созданию клуба, к ним нужно очень внимательно к ним отнестись. Моя мечта – чтобы новички заходили уже готовыми, профессиональными клубами. В моем видении это значит – чтобы они думали, как заработать деньги, имели четкий бизнес-план, работали со зрителями. Чтобы после того, как они заходили во вторую лигу, их не приходилось ничему учить. Вы же видите пример нынешнего сезона: зашла николаевская Энергия, и благополучно умерла. То есть, почему? Потому что клубы заходят неготовыми: они рассчитывают на губернатора, мера или еще кого-то. «Дайте денег!» Это неправильно. Я постараюсь это изменить. Это очень сложно: придется переламывать, начинать с самих азов. Очень мало у нас в стране специалистов, которые знают, как заработать на футболе. Я понимаю, что без этого ничего не будет. Государство не поможет.
Да, Милан Владимирович говорил о законопроекте о налоговых льготах футболу. Если его примут – я буду прыгать до потолка! Но его не примут. Объективно, мы же понимаем. Государству нечем платить пенсии, нечем России за газ платить, а мы приходим и просим льготы для футбольных клубов. Я обеими руками «за» если что-то получится, но это нереально. Будем реалистами! Так что, как я говорил: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Самим клубам нужно учиться, выходить на правильную модель развития.
– В последние годы диалога между ФФУ и ПФЛ не было. Как вы собираетесь этот диалог возвращать?
– Не совсем так. Я бы не говорил, что диалога совсем уж нет. На рабочем уровне он всегда продолжался. Мы абсолютно нормально сотрудничаем, собираемся при решении вопросов там, где есть пересечение интересов всех. Да, был – так мягко скажем – затруднен диалог между первыми лицами. Результатом улучшения диалога, я надеюсь, будет появление члена от низшелиговых клубов в исполкоме ФФУ, переезд ПФЛ в Дом футбола.
– Во второй лиге осталось 13 команд, которые прошли аттестацию. Какой вы видите систему розыгрыша? Это шотландская – в четыре круга, или с какими-то плей-офф?
– Да, действительно, ситуация там очень сложная, и даже не 13 команд, а меньше может остаться. Неопределенность большая: скорее всего, не будет одного из черкасских клубов (либо Славутича, либо Зари). Но сейчас я общался с представителем Славутича, и он мне сказал, что Заря таки не зайдет, а Славутич останется. Плюс, под вопросом зона юго-востока. Поэтому как бы не осталось 10 команд, а то и меньше.
Мы разрабатываем самые разные схемы. В самом худшем случае, если останется 20-22 команды, может быть слияние в одну лигу, возможно, с разбиванием на две территориальные группы. Возможно проведение в четыре круга, но мы же не Шотландия, и разъезды по всей Украине – это дорого. Мы рассматриваем разные варианты, один из которых – революционный. Это пока на уровне идеи: можете написать, пусть общественность обсудит. Итак, идея: провести во второй лиге кубок, назовем его кубок лиги. То есть, если останется, к примеру, 12 команд – то разбить их группы на три группы четыре. И дальше – примерно схема Лиги чемпионов, то есть, групповой этап и плей-офф. Каких «зайцев» мы при этом «убьем»? С одной стороны, клубам из зоны АТО, которые окажутся в одной группе, не надо будет ездить далеко и рисковать, а за это время, возможно, и ситуация успокоиться. Во-вторых, обладателю кубка лиги мы можем предоставить право на участие в плей-офф с первой лигой. Если окажется, что обладатель кубка будет и победителем второй лиги, то он сразу сыграет с перволиговым соперником. Возможно, эта идея сработает, и это даст нормальное количество матчей, будет интерес. Возможно, постараемся подтянуть туда и спонсоров, призы придумать. Но, опять же, это пока на стадии идеи.
– В регламенте написано, что любительская команда, которая становится профессиональной, должна отыграть не менее одного сезона в чемпионате Украины среди аматоров. Чаще всего это несколько матчей, а дальше она уходит в профессионалы. Будут ли изменения этой практики?
– Ну, тут, может, к счастью, чемпионат аматорский проходит по системе «весна-осень». Клуб потенциально может сыграть весной в аматорах, получить за это время аттестат и перейти во вторую лигу. Да, возможно, это не совсем, скажем, путь, соответствующий букве регламенту, но вы же видите ситуацию с новичками второй лиги. И если перебирать еще и ставить им это условие, как непременное, то это, к сожалению, не та ситуация, чтобы так скрупулезно это соблюдать. И плюс – это, в конце концов, вопрос комитета по аттестации – того органа, который выдает аттестат на право участия в профессиональных соревнованиях. То есть, если их это устраивает, если удовлетворяет их критерии – мы не возражаем.
– Этот вопрос, возможно, покажется вам странным, но нельзя не поинтересоваться, исходя из реалий. Вы сказали, что будете вести диалог с ФФУ. А с кем – с Анатолием Коньковым или Анатолием Поповым?
– Я не хочу влезать в эту политику. Футбол – он в принципе вне политики. И то, что происходит в федерации – это их внутренняя проблема, и становиться на какую-то сторону я не хочу. Для меня вести диалог с ФФУ – это значит вести диалог со всеми, кто работает сейчас в федерации: руководителями, ответственными работниками. Я – за диалог со всеми, и здесь принципиален диалог между нами, а не то, что происходит внутри федерации.
Источник: football.ua