Мирча Луческу: "Я не получил компенсации, так как сам не хотел брать деньги"
Турецкий портал Sporx взял обширнейшее интервью у главного наставника донецкого "Шахтера" Мирчи Луческу. В общении, Мистер вспомнил былые годы, поразмышлял над Турецким футболом и не забыл о "Шахтере".
- Вы в "Шахтере" 10 лет. Знаете сколько за этот период завоевали трофеев?
- Девять чемпионских титулов, пять Кубков, пять Суперкубков, Кубок УЕФА... Всего 19.
- Это не слишком?
- Нет такого понятия (смеется).
- Такой успех возвеличил Вас и в Турции. Когда Вы возглавляли "Галатасарай" и "Бешикташ", то у людей были сомнения, а теперь они развеялись. Теперь все знают, что Вы великий тренер.
- Возможно, можно было и лучше выступать в Турции, но я проделал хорошую работу.
- Ну и Вы перешли в "Шахтер".
- Здесь очень хороший президент. Он посвящает жизнь футболу. В Турции с этим намного сложнее. Тут все быстро меняется на этой должности и тренер не может подписать долгосрочный контракт с клубом. Вы не можете построить команду за один год. Очень трудно выиграть в краткосрочной перспективе. Но если повезет, то можно. В Донецке я нашел все то, что искал. Наш президент построил хороший стадион и нас начали уважать в Европе. Самый красивый в мире стадион - "Донбасс Арена". Турки должны гордиться им, так как именно турецкая компания его возвела.
- В чем секрет "Шахтера"?
- За 10 лет все изменилось. Только два игрока остались - Срна и Хюбшман. За эти годы мы вырастили из многих молодых ребят настоящих профессионалов. Мы должны были разрешить им развиваться дальше. Это так же хорошо для клуба, так как мы очень хорошо на этом заработали.
- Ушли Мхитарян и Виллиан. Наверное печально, когда уходят такие игроки?
- Конечно, я сожалею. Они были прекрасными игроками и с ними мы завоевали трофеи. Но они пошли в большие европейские команды. У нас хорошие отношения.
- Как Вам удавалось уговаривать игроков ехать в Украину?
- Я сосредоточился на трансферной политике клуба. Начал приглашать знакомых мне игроков, таких как Матузалем. Также мы приглашали много молодых бразильцев. Конечно, нам пришлось очень много с ними работать. Естественно, что первые пару лет они не могли выйти на свой привычный уровень. Но мы набрались терпения в их подготовке и обучении. Такая стратегия очень хорошая, но её можно реализовать не со всеми владельцами клубов. Многие хотят сразу выиграть трофей.
- Вас критиковали в Турции за защитную тактику, но в "Шахтере" Вы изменили подход.
- Это не соответствует действительности. И "Галатасарай" и "Бешикташ" имели забитых мячей больше, чем их конкуренты.
- Вы очень давно начали работать в Турции. От чего такая любовь к стране?
- Я сам не понимаю, почему так люблю Турцию (смеется). Я очень был впечатлен атмосферой в самом государстве. Я никогда не видел таких болельщиков. Сравниться могут только болельщики в Дортмунде. Даже в Италии нет такой атмосферы. Остановите любого на улице в Турции и он вас поразит знанием футбола. Я был очень впечатлен этим фактом. Турецкий народ очень эмоционален и я люблю его за это. Когда я в Турции, то чувствую себя хорошо.
- Вы хотели перейти в "Фенербахче" ещё в 1978 году. Так почему же Вам это не удалось?
- Потому, что у меня было социалистическое правительство и никто не мог пойти туда, куда хотел. Так сложилось, что я потом стал тренером их соперников по чемпионату.
- Чтобы Вы отметили в турецком чемпионате?
- С турецкими игроками очень легко работать. Были некоторые трудности в организации игры, но зато футболисты играют со всем сердцем. Турецкие игроки очень быстрые, агрессивные и талантливые. Я люблю работать с таким типом игроков.
- Вы ссорились с кем-то из игроков?
- Нет. Вы должны дать понять игроку, что вы в нем нуждаетесь, даже когда ругаете. За время моей практики у меня не было проблем ни с одни футболистом.
- В 2001 году Георге Хаджи кричал на Вас во время матча. Что там произошло?
- Он не кричал на меня. Это я на него кричал (смеется). Он просто пытался ответить.
- Вы жалуетесь на судей на протяжении всей вашей карьеры...
- Когда я делаю ошибку, то все критикуют меня - это нормально. Судьи тоже ошибаются. В общем, я с ними дружен.
- В сезоне 2001/2002 Вам было тяжело?
- В том году мы потеряли 12 игроков. Команда была на госбалансе. Но нам удалось создать профессиональную команду. Ни смотря ни на что, мы стали чемпионами.
- Ни смотря на это, Вы покинули команду. Вы обиделись на клуб?
- Нет. У меня нет обиды. Каждый президент хочет видеть своего человека. Я не получил компенсации за это, так как сам не хотел брать деньги. Я же их не заработал. Хотя мой контракт был рассчитан ещё на два года.
- Какая сторона в Вас самая сильная?
- Это нужно спросить у экспертов. Я не могу такое комментировать. Чтобы быть успешным, нужно много работать. Очень тяжело быть первым номером в мире. Вы должны много знать и постоянно быть сосредоточенным.
- Почему Вы не смогли найти себя в "Интере"?
- Я покинул страну после революции. Я приехал из социалистической страны. Наши страны не контактировали. Я рад, что попал в "Пизу". Не стоит начинать с больших команд. На протяжении всей моей карьеры, я выигрывал трофеи везде, где был. В Серии А очень трудно. Там выигрывают богатые, как Берлускони (смеется). В то время "Рома" и "Ювентус" были очень богатыми клубами. Вот почему мы не достигли пика. Тогда я решил перейти в "Бешикташ". Перед переходом в "Шахтер", я отказал очень многим западным клубам. Здесь лучшее место работы для тренера.
- Можно ли выиграть Лигу чемпионов с турецким клубом?
- На данный момент - это не возможно. Команда из Восточной Европы может дойти максимум до четвертьфинала. В Европе другой футбол, другая культура. Они гораздо более сильны. Каждый год у них за золото чемпионата борется по шесть-семь команд.
- Имеет ли Турция в перспективе такие шансы? Мы же очень большая страна.
- Это не имеет ничего общего с количеством населения. Нужно поднять внутренний чемпионат на уровень испанского, английского или немецкого. Тогда все получится.
- Какие у Вас отношения с клубами?
- У нас хорошие отношения со многими клубами. Мы постоянно играем товарищеские игры с "Бешикташем" и "Фенербахче". Также, играем с "Галатасараем".
- Какие у Вас отношения с Манчини?
- Это мой очень хороший друг. Я уважаю его, а он меня. Я знаю его с первых моих дней в Италии. Я был тренером, а он ещё тогда игроком. Не только с ним у меня хорошие отношения. С Биличем тоже.
- Так что Вы будете делать в следующем сезоне?
- Это моя проблема, а не чья либо. Мы вместе увидим, что произойдет.
Источник: Шахта.org