Текущий сезон для Эдуардо получается наиболее успешным: уход Виллиана и Мхитаряна поспособствовал тому, что экс-форвард Арсенала начал выходить на поле чаще.
Впрочем, судя по всему, эта мажорная нота станет для Эдуардо последней в Донецке: его контракт заканчивается по окончанию сезона, а на вопросы о новом ни футболист, ни клуб конкретно ответить не могут.
«МЫ ЕЩЕ НЕ ЧЕМПИОНЫ»
– Что вы ощущали, когда смотрели матч Днепр – Карпаты?
– Я не просматривал этот матч полностью – так, кусками. Конечно, я был очень удивлен. Днепр пошел вперед, а Карпаты красиво ловили соперника на контратаках. Такие матчи показывают, что в чемпионате Украины каждый может обыграть каждого.
– В общем, этот вопрос задавался с целью разговора о чемпионство: было ли ощущение, что Карпаты заранее вручают Шахтеру золотые медали?
– Так мы еще не чемпионы, чемпионат не закончен, а математические шансы у соперника остаются. Конечно, наши шансы увеличились, но это не повод проводить оставшееся матчи спустя рукава. Обеспечим чемпионство в следующем туре – окей, отлично, но это еще надо сделать.
– За четыре года, какой город, какой стадион шокировал вас в плохом смысле? Был ли такой?
– Хороший вопрос. Даже не знаю… Я легко перечислю лучшие гостевые арены: Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Львов. Что касается плохих… Хотя нет, есть один – Луцк, стадион Волыни. Сама арена – не такая уж и страшная: подобных в Украине много. Тут другие нюансы: во-первых, очень тяжелое поле; во-вторых, мы играли вечером этой осенью, при искусственном освещении – так вот, прожектора светили желтым, ярко-желтым светом. Это ненормально, было очень тяжело играть, ориентироваться при таком освещении.
– Эдуардо, поговорим о сезоне в целом. Если отталкиваться от вашей персональной статистики, текущий сезон – лучший для вас в Шахтере. Чувствуете, что сейчас переживаете что-то на подобии расцвета?
– Не знаю даже… Я тут провел четыре года и каждый из них был по-особенному хорош. Выигрывали чемпионат, Кубок страны. Да, в этом году я забил больше мячей, чем обычно. С другой стороны, я чувствую, что мог сыграть лучше в Лиги чемпионов и Лиге Европы.
– Там у вас было поменьше игрового времени.
– Да. Чем больше играешь – тем больше забиваешь, больше пользы приносишь. Тут все просто.
– Тяжело сохранять уверенность, когда не играешь каждые выходные, а иногда тренер на протяжении месяца выпускает два раза на замену?
– Нет, для меня это не является проблемой. Такова политика Шахтера, главный тренер использует широкую ротацию – особенно в чемпионате Украины. Это нормально. Сегодня ты забил трижды – завтра ты на лавке. В этом нет ничего плохого.
«СОЖАЛЕЮ ТОЛЬКО О ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ»
– Вполне возможно, что сейчас проходят ваши последние недели в Донецке – время подводить итоги. Самый счастливый момент в футболке Шахтера?
– Их было так много… Победы в чемпионате, Кубке, Суперкубке. Матчи и победы над грандами в Лиге чемпионов. Очень много особенных вечеров.
– Вы говорите о командных победах. Интересуют ваши персональные скорее.
– Понятно, что сразу вспоминается домашняя игра с лондонским Арсеналом. Перед матчем очень много говорилось о том, что эта встреча является для меня особенной – она такой и была. Я забил победный мяч и провел очень сильную игру. Какие еще? Ну, например, четвертьфинал Кубка в Киеве, мой дубль и победа над Динамо со счетом 3:2. Приятно вспоминать гол Металлисту на последних минутах, который стал решающим. Из недавнего – волевые три очки в Харькове, я забил один из четырех мячей. Вот такие воспоминания.
– Вы трижды становились чемпионом Украины, сейчас все идет к четвертому разу. Какие золотые медали были наиболее сложными?
– Очень тяжелая гонка была в моем первом сезоне – 2010 год. Если выиграем сейчас золото – тоже скажу, что эта победа получилась очень непростой.
– За годы в Шахтере Луческу изменил очень многих игроков: Виллиана научил отрабатывать в обороне, Илсиньо теперь умеет выходить в опорной зоне. Сильное ли влияние на вас, на сложившегося футболиста оказал Луческу?
– Немалое. Вы говорили о Виллиане – Мистер и меня больше приучил работать в обороне, привил мне большую дисциплину, это факт. Я стал универсальнее: наверное, нет такой позиции в нападении, где бы я ни выходил. И на обоих флангах, и под нападающим, и на месте единственного форварда – мое родное амплуа, кстати.
– Есть ли вещи, о которых вы жалеете по итогам этих четырех лет?
– Не знаю. Как я уже говорил не раз, это было большое время. Сожалею ли я о чем-то? Наверное, единственное, о чем можно сожалеть – выступления в Лиге чемпионов. Мне кажется, мы могли достигнуть большего.
– Что вы ощущали, когда провели весь матч на скамейке Олд Траффорд, а Шахтер уступил в решающем матче Манчестеру?
– То же самое, что всегда ощущает футболист, который сидит в ключевой момент в резерве. Но ничего не поделаешь – так решил тренер.
«СМЫСЛ ИГРАТЬ, ЕСЛИ БОИШЬСЯ?»
– Эдуардо, я представляю, как вы устали от вопросов, касающихся вашей знаменитой травмы, но не могу не задать еще три дополнительно. Чувствуете ли вы хотя бы иногда дискомфорт в ноге, которую сломал защитник Бирмингема?
– Нет-нет, абсолютно. Возможно, первые года два что-то такое и было. Например, погода менялась – побаливала нога немного. Сейчас уже все хорошо.
– У вас есть чувство, что тот момент – ключевой в вашей карьере? Потеряли ли вы в уровне игры, в уверенности после той травмы?
– Понимаете, на тот момент – да, это был ключевой, поворотный эпизод моей карьеры. Я выступал на наивысшем уровне, у меня много получалось в Арсенале, все шло хорошо, я бы даже сказал, фантастично. Потом я год пропустил – многое переменилось. Но! Я сумел вернуться, я возобновил свою карьеру, я продолжаю получать удовольствие от игры.
– У вас не появилась фобия подкатов? Нет подсознательной боязни при виде защитника, который в следующую секунду пойдет в жесткий стык?
– Смысл играть, если боишься? Тогда надо заканчивать карьеру. Не будешь ведь забирать ноги? Никакой тренера этого терпеть не станет. Так что, если бы уверенности не было, то я бы закончил карьеру.
"ВЫХОД ИЗ ГРУППЫ – ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ"
– Что вы почувствовали, когда узнали, что в матче открытия чемпионата мира ваша сборная Хорватии встретится со сборной вашей исторической родины – Бразилии?
– Это был приятный шок. Конечно, для меня этот матч – особенный. Особеннее, наверное, некуда (улыбается). Так сложилось, что придется сыграть против своих… Я родился в Бразилии, рос там, но футболистом я стал уже в Хорватии. Я ни разу не пожалел, что принял приглашение хорватской сборной.
– В сборной Бразилии у вас есть друзья, кроме действующих и бывших игроков Шахтера?
– Кроме Бернарда, Фернандо, Виллиана и Фернандиньо предстоящий матч особо не с кем обсуждать – с остальными бразильцами я знаком только наглядно, почти со всеми встречался во время европейских турниров.
– Ваши функции в сборной и Шахтере как-то разнятся?
– Не очень сильно. Если раньше я выступал на острие – в таком ключе, как, например, Адриано в Шахтере, то сейчас я уже чаще выхожу на фланге – справа или слева.
– Кто ваш главный конкурент в сборной?
– Я не могу выделить кого-то одного. Неясно, как будет распределять роли Нико Ковач. Я универсален, мои партнеры – также. Сильных игроков очень много, так что конкуренция будет высока.
– Какой результат будет успехом для сборной Хорватии на чемпионате мира?
– Я думаю, выход из группы – уже хороший результат.
"ПЛАНЫ? ПОКА НЕ ЗНАЮ"
– Эдуардо, какие ваши планы на будущее? Предлагал ли вам Шахтер новый контракт?
– О планах пока что сказать ничего не могу. Мое соглашение с Шахтером заканчивается. Как будет дальше – увидим.
– Какой-то слишком неконкретный ответ, учитывая, что сезон вот-вот закончится.
– Я еще сам ничего не знаю, поэтому и не могу говорить более конкретно.
– Есть хотя бы какая-то доля вероятности, что вы останетесь в Шахтере?
– Пока разговоры о новом контракте не было, так что тут тоже сложно что-то говорить. Я не знаю, останусь ли я в Шахтере или перейду в другой клуб. Сейчас, с чистой головой, я буду думать, как быть дальше.
– Слухи о вашем трансфере бродят последние года три. Хотя бы раз вы были близки к тому, чтобы уйти из Шахтера?
– Нет, ни разу.
– Есть ли у вас желание вернуться в Загреб? Не сейчас, так года через два.
– Нет, сейчас точно нет. Года через два? Тоже не знаю.
– У вас есть желание дебютировать в бразильском чемпионате под занавес карьеры?
– Возможно, но пока что об этом говорить рано. Я нацелен еще поиграть в Европе.
– Сейчас вам 31. Сколько еще лет отводите себе в большом футболе? Два, три, пять, шесть?
– Столько, сколько будет позволять здоровье. Если буду видеть, что выдерживаю нагрузки, не сдаю позиции, то почему бы и не поиграть еще лет пять-шесть?