Сирота: "Мое мнение - "Шахтер" станет чемпионом"
Футбольный функционер рассказал о проблемах и перспективах украинского футбола.
С 2008 по 2010 год Святослав Сирота занимал пост президента Профессиональной футбольной Лиги, после чего перевоплотился в футбольного менеджера и ныне занимается делами игроков чемпионата Украины.
- Чем вы сейчас занимаетесь как футбольный менеджер?
- Я занимаюсь различными вопросами, связанными с футболом: трудоустройством футболистов, представляю интересы Дмитрия Селюка, помогаю ему в поиске молодых талантов, а также в ведении переговоров с известными футбольными исполнителями в Украине. Раньше у Дмитрия Дмитриевича не было украинских талантов, теперь мы можем говорить, что есть большое количество игроков, которые работают под его патронатом. Плюс есть другие вопросы: организация и проведение сборов, товарищеских игр, селекция, консультация, включая то, что сейчас группа людей занимается возрождением футбольного клуба ЦСКА.
- С кем из футболистов вы сейчас работаете?
- О молодых я бы не хотел распространяться, а многие футболисты, с которыми Дмитрий Селюк работает, на слуху. Мы провели работу со многими игроками, из них всех Дмитрий Дмитриевич по своим критериям выбрал нескольких, с которыми работает. Это и Андрей Богданов, и Виталий Иванко, и Владимир Полевой. Есть еще целый ряд футболистов.
- Переход Богданова в "Металлист" - это успешная работа Дмитрия Селюка?
- Это вопрос к нему. Я представляю его интересы, но ведь не я веду переговоры. Я больше занимаюсь селективной работой. Я общаюсь с ребятами, смотрю матчи, провожу отбор. Переговоры с клубами по отдельным футболистам ведет Дмитрий Дмитриевич. А переход Андрея в "Металлист" будет успешным, когда он выиграет с командой что-то, выйдет в Еврокубки. Сегодня он заслуживает этого, думаю, он не затеряется в "Металлисте".
- Готовы ли вы работать с начинающим футболистом и на каких основаниях подписываете контракт с игроками?
- Начнем с того, что контракты мы с игроками не подписываем. Мы работаем на доверительных основаниях. Я смотрю игроков, если футболист перспективный, то мы разговариваем с его родителями, с ним, если им это интересно, то тогда мы продолжаем работу.
- Как, зная вашу скандальную историю, вас воспринимают те же молодые игроки, их родители?
- Пока не было случаев, когда со мной отказывались работать.
- А если говорить не о футболистах, а о ФФУ, УПЛ, как там вас воспринимают?
- Мне пока не приходится сотрудничать с этими организациями, поэтому мне сложно сказать. Я прошел определенный жизненный этап. Сейчас я не связан с ними. И мне сложно сказать что-то.
- После суда вы общались с г-ном Бальчосом, Сафиуллиным?
- Нет. Жизнь расставляет все на свои места. Каждый человек имеет право на ошибку. Все ошибаются: и я, и Равиль Сафиуллин. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Другое дело – какая это ошибка. И как это произошло. Но страшно не то, что ты падаешь – важно, сможешь ли ты подняться. Я не вижу в этом ничего страшного. Если бы работа и судьба заставили меня возвращаться туда и общаться с этими людьми, я бы безусловно пошел и общался бы. Но у меня сейчас другое направление. Поэтому ничего не могу пока сказать.
- Руку бы пожали г-ну Сафиуллину, который говорил, что вам не место в футболе?
- Почему бы нет? Я не знаю, хорошо все было бы или нет, но жизнь такая штука… Зачем жить какими-то отрицательными эмоциями, неприятностями? Жизнь – одна, и надо жить дальше. Мы все находимся в футболе и нужно общаться. Те люди, которые пришли и ушли – это одно. А есть люди, которые всю жизнь отдают футболу и они все равно будут работать в футболе.
- Но вы позволяете себе критически высказываться по поводу людей, которые много отдали украинскому футболу, о Сергее Стороженко, к примеру?
- Сергей Михайлович – человек, который на данном этапе ушел из украинского футбола, и я не хочу ничего говорить. Все прошло – и прошло. Мы дружили. Я достаточно часто бывал в Харькове, ездил на игры "Металлиста", было и так. Но я привык что видеть, то и говорить. Я не пытаюсь ни перед кем лебезить, не пытаюсь говорить то, что люди хотят услышать, а говорю так, как есть.
- Вы говорили, что Стороженко многих не хотел видеть в футболе. Вас это тоже касается?
- Да, было такое. Даже после того, как прошли все мои суды, меня все закидывали письмами. Наверное, только в ЖЭК не присылали письма о том, что мне нельзя быть в футболе. Пусть это останется на его совести, ему с этим жить.
- Как вы оцениваете ситуацию с УПЛ и изменениями в ее регламенте?
- Будем откровенны: то, что происходит –не совсем нормально. Другой вопрос – для чего это происходит. Я не хочу оценивать действия руководителей ФФУ, руководителей лиги, клубов. У каждого своя позиция. С одной стороны я согласен с руководителями клубов, которые считают, что на собраниях должны встречаться первые лица клубов, как это было поначалу. Я согласен с Суркисом и Коломойским, когда они отказываются ехать на такие мероприятия, которые организовываются сейчас. Другой вопрос, что они должны между собой договориться. Каждый сделал много для украинского футбола – это несомненно. Но они обязаны сесть и определиться, по каким правилам они хотят играть. А технические вопросы они могут переложить на Лигу, ФФУ, это уже не столь существенно. А основные вопросы взаимодействия и игры в футбол они должны решать самостоятельно.
- Представители клубов так называемого "меньшинства" выступают за ликвидацию УПЛ как организации. Вы согласны с этим?
- Это все манипуляции. Есть УПЛ – нет УПЛ, суть не поменяется. Это не столь принципиально. Ну, уберут Данилова, уберут Премьер-лигу, через два года соберутся – скажут, мол, давайте вернем Премьер-лигу. Это не связано с футболом, это уже закулисные игры.
- А как вы относитесь к тому, что в Украине исчезают футбольные клубы?
- То, что клубы пропадают – это страшно и горько и никакие механизмы неспособны исправить ситуацию. Если, условно говоря, Игорь Валериевич или Ринат Леонидович не захочет – клуба не будет. Перестал финансировать – и все. Но можно осуществить такой механизм и дать возможность команде, в которой прекратилось финансирование, доиграть до конца сезона. Но если собственник не хочет платить – ничего не поможет. Просто в Украине и на всем постсоветском пространстве выстроена дотационная система управления клубами. А она не позволяет клубам существовать без инвестора. Я не знаю, насколько возможно осуществить то, чтобы клуб существовал за счет трансферов, билетов, маркетинга, мерчендайзинга и т.д. В Украине единственный клуб, который строит такую систему – "Шахтер", и надо отдать должное Ринату Ахметову и Сергею Палкину, которые действительно выстраивают эту систему. Насколько она могла бы работать без Рината Леонидовича, никто не знает. Сегодня мы видим, что "Шахтер" - одна из самых мощных команд Европы, а может, и мира.
- Как тогда объяснить нежелание команд переходить в высшие лиги?
- Все связано с финансами и инфраструктурой. Хотя мне кажется, что инфраструктура – не самое главное. Давайте поедем в Швецию, там не супер-стадионы, и ничего – играют. Этот вопрос – не самый главный. Даже в Англии были клубы, где самого понятия "база" не существовало. А в наших положениях об аттестации есть положение об обязательном наличии базы. Я бы не был столь категоричен. Вот у "Арсенала" не было базы, и ничего – тренировались и играли. Исчезла же команда не потому, что у них базы не было.
- Вы согласны с тем, что требования к лицензированию должны быть снижены?
- Я думаю, что условия лицензирования должны быть пересмотрены. Нам не нужно равняться на топ-клубы Европы. Наши топ-клубы и так будут это делать, независимо от стандартов лицензирования, потому что у них есть финансы, есть желание. А для клубов Первой или Второй лиг, которые практически выживают, наличие, условно говоря, пластиковых сидений или раздевалки размером в 30 метров, не важно. Это мне напоминает гаишника на дороге. Дай 100 гривен – и я решу все вопросы.
- "Олимпик" выразил желание играть в УПЛ, еще одна команда из донецкого региона…
- Я всегда буду ратовать за то, чтобы было как можно больше клубов. 10 клубов будет в Донецке – отлично, будет 20 клубов – замечательно. Но возникает другой вопрос: нужно, чтобы и в западной, и в центральной Украине были клубы. Очень много футболистов и тренеров не трудоустроены. А ведь чем больше игр, тем выше конкуренция. Ведь в ведущих лигах даже не 16 команд, а 18-20. Футбол – это то же развлечение, но его нужно поставить на хороший уровень. Он должен быть интересен. Не должно быть договорных матчей, закулисных игр.
С другой стороны, руководителям украинского футбола нужно задуматься, насколько будет интересно, грубо говоря, проводить чемпионат Донецкой области. "Шахтеру" и выезжать далеко не нужно. Сейчас будет 5 команд на расстоянии 100-120 км. Мне кажется, теряется спортивный интерес. Одно дело полететь во Львов, где всегда такие баталии, и другое дело – из дому выйти, чтобы сыграть. Мотивация самих футболистов будет падать.
Но то, что есть команды, которые хотят играть на высоком уровне – хорошо. Посмотрите, в Мадриде есть 4 команды. А в Киеве – только 2. Я считаю, это крайне мало. Если в Донецке так могут развивать футбол, то почему в Киеве в и Киевской области такого нет? Для меня это удивительно.
- Вот поэтому вы решили возродить ЦСКА?
- Все знают, что на стадионе ЦСКА собираются ветераны, действующие футболисты, чтобы поиграть в футбол. Кого там только ни было. Ребров там бывает регулярно, Алиев, Олейник. В прошлом году и Маркевич приезжал. И среди ребят много бывших воспитанников ЦСКА и руководителей клуба. В этом году 80 лет, как был создан ЦСКА, а клуба нет на футбольной карте. И так сама судьба велит нам взяться за это дело. Я думаю, что если ЦСКА возродится и будет играть, то болельщиков у команды будет много.
Что у нас есть сегодня? Мы хотели создать клуб, чтобы он сразу зарабатывал. Но потом мы поняли, что это нереально без начального инвестора. Должно быть первоначальное финансирование, а потом мы должны выйти на самоокупаемость или частичную самоокупаемость. Условно говоря, чтобы 30% бюджета ложилось на плечи одного, а все остальное уже на клубную инфраструктуру. Все модели у нас прописаны и мы ведем переговоры с несколькими возможными инвесторами. Я надеюсь, что они пойдут нам навстречу. Я не буду скрывать, что несколько человек выразило желание участвовать в нашем проекте, но до финального рукопожатия дело пока не дошло.
- С какой лиги ЦСКА будет начинать возрождение?
- Все наши законы, не только в футболе, построены таким образом, чтобы их обходить. Есть вариант, чтобы обойти некоторые необходимые процедуры. Но нужно ли нам это – будет зависеть от того, как оперативно удастся договориться с финансовой стороной. Если это произойдет быстро, то команда смогла бы с лета заявиться во Вторую лигу, если нет, то команда будет по аматорам, потихонечку, всю лестницу проходить.
- С кем из действующих футболистов вы общались по поводу их игры за ЦСКА?
- Я бы хотел видеть в команде Руслана Костышина, Эдика Цихмейструка. Мы ездим ветеранами играть, и я могу сказать, что эти футболисты могут усилить многие команды Второй лиги, я думаю, и Первой лиги. Даже Сергей Нагорняк мог бы выступать. У нас на ЦСКА все знают, что его команда всегда выигрывает. Куда мы ни ездим – он везде забивает. Если посчитать, сколько голов он забил за ветеранов, то Пеле смешной был бы. Единственный, кто смог бы с ним соревноваться, это Саша Призетко, который всегда много забивает.
- Кто фаворит чемпионской гонки в Украине?
- Мое мнение – "Шахтер" станет чемпионом. Хотя любая из команд может бороться. И это хорошо, что и "Металлист" вырос, и "Динамо", несмотря на критику. Но потенциально именно "Шахтер" сильнее остальных. Если посмотреть, то "Шахтер" - самая молодая команда Украины, потому самая перспективная.
- Но "Шахтер" перспективен за счет молодых легионеров…
- Это другой вопрос. Почему наши футболисты не едут за границу? И нельзя сказать, что они не востребованы. Пример Люльки, Рыбалки и "Слована" показал, что наши футболисты, которые играют в "Динамо -2" и занимают с командой места в нижней части турнирной таблицы, проявили себя самым лучшим образом и в чемпионате Чехии, и в Лиге Европы. Это потому, что они востребованы. Другое дело, что никто не едет туда. И им не предлагают. Лет пять назад куда больше украинских футболистов играло там. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, с зарплатами игроков. Второе – с тем, что наши игроки считаются легионерами в Евросоюзе. Но "Слован" показал, что двери европейские для наших игроков открыты. И насколько легче было бы выбирать Михаилу Фоменко, если бы наши игроки были в топ-клубах. Это должно быть. Иначе нас ждет безрадостная перспектива. Потому что Фоменко – тренер-глыба, он смог создать команду, не имея особых ресурсов. Выбор у Фоменко все уменьшается. Футболистам нужна постоянная мотивация. Он и могут играть в топ-клубах Украины, но при этом больше сидеть на скамейке запасных. Нужно, чтобы у ведущих футболистов была практика. Иначе у Фоменко такой ограниченный выбор, что за каждого игрока нужно бороться.
- Коноплянку и Ярмоленко нужно продавать?
- Это прерогатива клуба. Мое мнение – футболистов нужно продавать, пусть даже дешевле, чем хочется, но продавать. Это для футболистов мотивация ехать и что-то доказывать. Во-вторых, это возможность для других молодых занять их место. Вот Близниченко в "Днепре" если бы занял место Коноплянки, то стал бы не хуже Евгения, но у него нет шансов. С другой стороны, игроки, которые могут прийти в наш чемпионат, смотрят, что из наших клубов уйти никуда невозможно. Да, "Шахтер" сейчас показал, что из Донецка можно уехать, и потому туда хотят попасть. То же могут делать и другие, но захотят ли они?
- Почему у "Динамо" так не получается?
- Это вопрос к Игорю Михайловичу. А Игорь Михайлович должен спрашивать у селекционной службы, тренера и т.д.
- Как Вы относитесь к решению Игоря Суркиса дать шанс Олегу Блохину работать с командой дальше?
- Я всегда говорил, что можно по-разному трактовать продажу и покупку игроков, приглашение тренеров, но самое главное – это результат. Если он есть – значит все правильно. Вот закончится сезон – и тогда можно будет смотреть, ошибся Суркис или нет. Вот возьмем, к примеру, "Таврию". Они каждый год меняют тренера, и каждый год какие-то проблемы. Но ни одному тренеру не дали что-либо выстроить. Вот греку 4 месяца дали и все – собрал манатки и вперед. Еще и новое руководство сказало: "Бомж приехал". Это вообще для меня непонятно. Люди не понимают, что сегодня ты вешаешь ярлык на человека, а завтра про тебя то же самое скажут. А поверьте, про этих людей можно многое сказать.
- Николай Костов мало похож на антикризисного менеджера…
- Я скажу честно, лично Костова не знаю, но хочется верить, что у него все получится. Я болею за "Таврию", у меня там осталось много друзей. Но, честно говоря, для меня было удивительным не то, что убрали Христопулоса, а то, что Костов пошел. Так поступить сначала с Альтманом, потом с Лужным, потом с Христопулосом… Неужели Костов думает, что с ним так не поступят? Ну, посмотрим.
- За какую команду в УПЛ болеете?
- За все. Я люблю футбол как зрелище. Нет у меня ярко выраженных предпочтений. Хотя как киевлянин я больше болею за "Динамо" Киев.
- Какие у вас прогнозы на матчи украинских клубов в плей-офф Лиги Европы?
- Я бы хотел, чтобы "Черноморец" как минимум в 1/8 попал, "Шахтер" чтобы выиграл. Жаль, что все наши 4 клуба не могут играть в полуфиналах. Особенно мне понравился "Черноморец". И это потому, что одесситы год за годом строят структуру. И там не один Григорчук работает. Там команда, включая Керницкого. Он очень грамотно оградил команду от внешних влияний и дал возможность Григорчуку выстраивать систему, и эта система работает. Там нет суперзвезд, но команда играет. У Григорчука играет молодежь. Вот взять, к примеру, Ваню Бобко. Григорчук долго играл ему позицию, пробовал его, и вот теперь Бобко один из лучших. Я уверен, что через год-полтора он будет игроком сборной Украины. Это говорит о правильной схеме. И дай Бог, чтобы они прошли как можно дальше.
- Кого бы Вы назвали лучшим тренером Украины?
- Я бы Григорчука выбрал. И Луческу, однозначно. Я бы двоих выделил.
- Как Вы относитесь к решению "Днепра" оспаривать решение ФФУ о несостоявшемся кубковом поединке?
- Будь я на месте Стеценко, поступил бы точно так же. Я не говорю, прав или не прав "Днепр", это решение примет Лозанна, и мы все признаем, что какое решение там примут, так и будет. С одной стороны, я как бы за "Днепр", непреодолимые были обстоятельства, вот "Черноморец" пару дней назад тоже не с первого раза в Турцию вылетел, но и "Черноморец" можно понять, когда он был готов к игре. Несовершенность нашего бытия и то, что нет единого понимая у всех членов Лиги, приводит к таким конфликтам. А легче было бы сесть и обсудить проблему. Но конфликт между клубами УПЛ приводит к отсутствию диалога и, соответственно, проблемам.
- Можно ли говорить, что украинские клубы не доверяют решениям ФФУ?
- Определенные структуры в ФФУ себя скомпрометировали определенными решениями. Не то, что они совсем плохие, но они принимали решения, которые потом были отменены европейскими и мировыми институциями. И клубы поняли: то, что мы раньше принимали на веру, совсем несправедливо. Если бы решения ФФУ были поддержаны Лозанной, то такого бы не было. А получается, что клубы понимают: они могут добиться другого решения. Так и происходит.
- Что нужно поменять: структуру, руководство ФФУ?
- Я не хочу советовать. Там есть мудрый человек Коньков Анатолий Дмитриевич, он разберется. Он может остановить это, разобравшись в причинах, почему клубы не доверяют структурам ФФУ. Когда он поймет, что решения приняты, потому что интересны Пете, Васе и Маше и что так быть не должно, тогда все будет нормально. Вот будет по справедливости – тогда все будет хорошо.
- Криштиану Роналду – лучший футболист мира-2013 года, вы согласны с таким выбором?
- Индивидуальные качества игрока и коллективные – несколько разные понятия. По индивидуальным качествам на сегодня самый сильный игрок – Месси. Но этот год для него не был самым удачным, поэтому представилась такая возможность выиграть Роналду. Он это и сделал. Рибери немножко подсмазал свои выступления, хотя он все и выиграл, но будем откровенны – в индивидуальных качествах Роналду сильнее. Криштиану много лет заслуживал этой награды. Но так сложилась судьба, что он играет в одно время с таким великим футболистом, как Месси. И так бывает, как, к примеру, в Голливуде. В один год Оскар получает фильм, который даже смотреть неинтересно, а на следующий год есть 2-3 достойных фильма, а приз достается все равно только одному. Также и в футболе. Криштиану – величайший футболист, но он живет в эпоху Месси и ему сложно отличиться какими-то дополнительными наградами.
Источник: Sport.ua