Канчельскис глазами англичан
Британские журналисты подготовили материал, посвященный Андрею Канчельскису – воспитаннику «Шахтера», за свою карьеру поигравшему в составе целого ряда ведущих клубов Англии, Италии, Шотландии. Данная статья посвящена периоду, который Канчельскис провел в «Манчестер Юнайтед».
«Он действовал безукоризненно. Каждый раз, когда он получал мяч, публика ждала гола или, по крайней мере, голевого момента» (Сэр Алекс Фергюсон)
Перейдя из «Шахтера» в 1991 году, быстроногий вингер Андрей Канчельскис одновременно наслаждался и стойко переносил четыре насыщенных событиями года, готовя прочное наследие в качестве игрока «Юнайтед»...
Карьера Канчельскиса в «Манчестер Юнайтед» напоминала его неповторимый стиль игры на фланге: быстрый, захватывающий и непредсказуемый.
Некоторым из его предшественников и последователей на флангах МЮ посчастливилось выступать за клуб дальше и оставить больший след. Однако скоростной вингер украинского происхождения, представлявший Россию, СНГ и Советский Союз во время развала последнего, занял особое место в клубном фольклоре в качестве классического крайнего полузащитника МЮ – проворного, непосредственного и опасного. После трансфера из донецкого «Шахтера» в марте 1991 года Канчельскис отыграл четыре полных сезона на «Олд Траффорд», наколотил в 161 матче 36 голов, завоевал пять основных трофеев и, наконец, оказался в «Эвертоне» – путем спорного трансфера. Несмотря на то что появление Дэвида Бекхэма – ненасытного до трофеев, одинаково искусного голеадора и ассистента – добавило свежего лоска после ухода вингера, карьера Андрея в «Манчестере» остается особым волнующим повествованием, к превеликому сожалению прерванным незадолго до логически ожидаемой захватывающей кульминации.
Буквально через два месяца после празднования своего 21-го дня рождения Канчельскис спустя два года пребывания в «Шахтере» за 650 000 фунтов отправился в Англию, точно не зная, за какой клуб будет выступать. Дебютировал в составе «Манчестера» за четыре дня до встречи «красных» в финале европейского Кубка обладателей кубков с «Барселоной» на поле разительно будничного «Селхерст Парка», где местный «Кристал Пэлас» прихлопнул как муху значительно обновленную команду гостей, внимание которой уже было сфокусировано на предстоящей битве в Роттердаме.
Без малейшего представления об английском, без друзей, семьи и постоянного места жительства, Канчельскис попал в бурлящую воду английского футбола, буквально не узнавши броду.
– Мы играем в шарады в раздевалке, чтобы наладить коммуникацию с ним, – рассказывал Брайан Робсон накануне сезона – 1991/92. – Пришлось проявить изрядное актерское мастерство, чтобы выяснить, что его отец был могильщиком.
А вот действия вингера на поле трактовать было намного легче. Одобрительная молва пошла о нем после выступлений в товарищеских матчах дубля, а вялое бормотание переросло в благодарный рев трибун к концу встречи, открывающей сезон, дебютной для Канчельскиса домашней победы над «Ноттс Каунти» 2:0.
Наставник «сорок» Нил Уорнок встретил появление имени вингера в заявленном списке МЮ удивлением вслух: «Кто такой этот Андрей Канчельскис»? После того как его левый защитник Алан Пэрис прочувствовал на себе все жаркие 90 минут, обратился к менеджеру, пожимая плечами: «Ну, босс, теперь мы знаем, кто он такой». Новичок поразил всех. «Канчельскис не только быстр и умен, но к тому же коренаст и силен, – писал в The Independent Дерек Ходжсон. – Уже к последней четверти этого матча Энди Кан (по первым буквам имени АНДрей КАНчельскис. – Прим. пер.) срывал бурные овации практически каждый раз, когда мяч переходил к нему. Алекс Фергюсон при этом недурно имитировал улыбку Чеширского Кота».
Шотландец нашел футболиста, обладающего потрясающей скоростью при контроле мяча, который ускорялся в свободные зоны либо филигранно маневрировал между противниками. Канчельскис четко вписался в игру, между тем как Фергюсон продолжал восстанавливать славную историю флангового мастерства манкунианцев. Ли Шарпу, блестяще выступавшему в сезоне – 1990/91, и Райану Гиггзу, заряженному на пресечение поползновений со стороны всех конкурентов на место левого вингера в обозримом будущем, 21-летний полузащитник составил прекрасную компанию на правом фланге, оттачивая синхронность скорости и проникновения, в то время как эволюция «красных» набирала обороты.
Вколотив восемь голов в 42 матчах по итогам сезона, Канчельскис уступал лишь тандему форвардов Марк Хьюз – Брайан Макклер в чарте снайперов МЮ. Андрей также положил в копилку серебряный дубль, после того как «Манчестер» вырвал победу у «Црвеной Звезды» в Суперкубке УЕФА и одержал победу над «Ноттингем Форест» в финале Кубка лиги. Все это даже несмотря на то, что после неудачи в конце сезона пошел 26-й год длительного чаяния манкунианцев выиграть чемпионат.
Канчельскис продолжал переживать смешанные чувства после того, как «жерновую мельницу поставили в чулан», – он выступал лишь на вторых ролях в триумфальном для «Манчестера» сезоне английской Премьер-лиги – 1992/93. Стал игроком основы только во время отсутствия Шарпа по причине вирусного менингита и снова уступил место футболисту сборной Англии после его выздоровления. Андрей закончил сезон с меньшим количеством выходов в чемпионате, чем у Даррена Фергюсона, в то время как прочие легионеры «Юнайтед» – Эрик Кантона и Петер Шмейхель – наслаждались игрой на главных ролях.
Год спустя, однако, ценность Канчельскиса была вне всяких сомнений. С правым усилением средней линии команды острота в игре чемпионов исходила именно от блистающих на флангах кинжалов в виде Гиггза, восстановившегося Шарпа и Канчельскиса, который разошелся не на шутку.
– Думаю, я забил свой лучший гол, когда мы играли против КПР, – вспоминал он сумасшедший по накалу ответный рейд в 1994-м, когда «дьяволы» обыграли «Лофтус Роуд» со счетом 3:2. – Петер Шмейхель ассистировал, и спустя два касания после его передачи мы забили. Я пробил раз, второй и лишь потом реализовал момент. Это был невероятный гол!
В общей сложности украинец провел в том сезоне 10 мячей во всех трех внутренних турнирах, блистая в борьбе МЮ в каждом из соревнований до последнего.
После удаления за умышленную игру рукой в финале Кубка футбольной лиги 1994 года (1994 Coca-Cola Cup), проигранном «Астон Вилле», Канчельскис наблюдал из-за ворот голкипера Лесли Сили за тем, как у них из-под носа уходили шансы. Однако вернувшись в строй, отметился потрясающим сольным голом в победном для манкунианцев повторном полуфинале Кубка Англии против «Олдем Атлетик».
– Он действовал безукоризненно, – сиял Фергюсон. – Без сомнения, он принес победу. Каждый раз, когда он получал мяч, публика ждала гола или, по крайней мере, голевого момента.
Боссу «Олдем Атлетик» Джо Ройлу тем временем оставалось лишь причитать:
– Андрей очень и очень быстр. Мы отчаянно пытались латать бреши. Все дело в его невероятном темпе игры.
Победа над «Челси» в финале следовала за сохранением чемпионства в Премьер-лиге – это обеспечило «Манчестеру» первый дубль. И хотя полузащитник публично признал, что он был «на 70 процентов уверен в своем уходе» (упоминая такую цифру, потому что это было самое большое число, которое он знал на английском), все равно подписал пятилетний контракт, который, казалось, мог обеспечить вингеру долгосрочную перспективу.
– Теперь мы можем забыть о позиции правого полузащитника надолго, – говорил президент клуба Мартин Эдвардс. Не тут-то было. В течение сезона – 1994/95 карьера Канчельскиса в МЮ дала сильный крен с угрожающей скоростью.
Среди выдающихся моментов стоит упомянуть дубль Андрея против будущих чемпионов «Блэкберн Роверс» и его знаменитый хет-трик в сухой победе 5:0 над «Манчестер Сити» на «Олд Траффорд».
– Дерби и хет-трик – мой первый хет-трик в жизни, – изумленно отмечал он. – Я всегда буду помнить этот матч.
На пике великолепной голевой формы, сделавшей вингера лучшим бомбардиром МЮ, с 15 голами за сезон всплыла таинственная травма в области живота, повлекшая ограниченное количество выходов на поле. Это в свою очередь привело к многократному публичному выражению недовольства как со стороны игрока, так и его агента.
Фергюсон отмел просьбу о трансфере и в конечном итоге связал перемену в настроениях игрока с пунктом контракта, по которому Канчельскис мог получить значительную часть трансферной суммы в случае его продажи. В конце концов, после передачи титула «Блэкберну» и проигрыша в финале Кубка Англии «Эвертону», шотландец смягчился и дал добро на переход Андрея в «Гудисон Парк» за 5 миллионов фунтов стерлингов, признав:
– Лучшее, что можно сделать в подобных ситуациях, так это покончить со всем этим, освободить путь, привести в наш клуб футболистов, которые хотят выступать именно здесь, хотят стать игроками МЮ.
Канчельскис позже высказывал сожаление о том, как закончилось его пребывание на «Олд Траффорд», объяснял это влиянием со стороны агента и личным горем после тяжелой утраты в семье. Однако топор войны был, по-видимому, зарыт после встречи с Фергюсоном в 2008 году в Москве, накануне победы манкунианцев в финале Лиги чемпионов над «Челси».
Несмотря на резкое завершение волнообразной карьеры, вингер хранит теплые воспоминания о времени выступления в составе «красных дьяволов»:
– Это хороший клуб, играющий в добротный футбол. Я провел здесь четыре отличных года. И хочу выразить признательность всем представителям клуба, а также потрясающим болельщикам.
Хотя история и умалчивает некоторые диковинные факты короткого пребывания футболиста на «Олд Траффорд», наследие Андрея Канчельскиса как классического образца фланговой игры «Манчестер Юнайтед» нетленно.
Источник: ФК «Шахтер»