Ринат Ахметов: "В будущее "Шахтера" смотрю с огромным оптимизмом"
4 ноября открытую тренировку «горняков» посетил президент донецкого клуба. Первым делом Ринат Ахметов ответил на вопросы журналистов.
– Ринат Леонидович, после матча с «Байером» в Леверкузене вам пришлось извиняться за игру команды. Как вы думаете, не придется ли завтра это делать еще раз?
– Знаете, после «Байера» мы еще и в Луцке уступили. Это футбол, это игра. Но мои глаза смотрят вперед, а не назад. Поэтому больше всего меня волнует не то, что было вчера, а то, что будет завтра. Смотрю я уверенно. В команду верю, в тренера верю. Я верю, что у нас лучшие игроки, лучший тренер и лучшие болельщики. Поэтому я убежден, что «Шахтер» отдаст завтра все свои силы для того, чтобы завоевать три очка. В будущее «Шахтера» я тоже смотрю с огромным оптимизмом. А без поражений не бывает побед.
– Все-таки не без причины после первой игры с «Байером» были разговоры о судействе. Тогда арбитраж, наверное, был неправильным в отношении «Шахтера». Сейчас есть какая-то боязнь, что судья снова может что-то испортить?
– Нет. Мы будем рассчитывать на себя. Думаю, завтра футболисты отдадут все свои силы, болельщики поддержат команду, Луческу и тренерский штаб проведут сегодня хорошо ночь, примут правильные решения, и я надеюсь, что все будет хорошо.
– То есть фактор судьи для вас особого значения не имеет?
– Нет. Судей я никогда не обсуждал и не хочу этого делать. Я хочу обсуждать игру и ее качество. Думаю, что мы не заслужили победу ни в Леверкузене, ни в Луцке. Поэтому проблему нам нужно искать в своем доме, в своей спальне, в своей семье. Но это было вчера. Повторюсь, все, что было вчера, меня не интересует. Мои глаза смотрят вперед, а значит – в будущее. А в будущее я смотрю с уверенностью и оптимизмом.
– Считаете ли вы, что завтрашний матч будет самым важным в этом турнире?
– Это очень важный поединок, в котором мы должны отдать все свои силы. Каждый матч важен, поэтому не скажу, что именно завтрашняя игра такая. По турнирной таблице – если завтра проиграем, то из группы не выйдем. А если победим – это еще не говорит о том, что мы уже вышли из группы. По крайней мере, мы должны отдать все свои силы, чтобы завоевать завтра три очка. Думаю, это сделают и футболисты, и тренерский штаб при огромной поддержке наших болельщиков.
– Вы сейчас уже с командой разговаривали?
– Нет, я еще не видел ребят, сейчас ведь идет теория.
– В таком случае что вы им скажете?
– Что я им скажу? Я им скажу волшебное слово, что нужно завтра побеждать и что эту победу от нас ждут болельщики. Думаю, что футболисты завтра отдадут все свои силы, все что можно и что нельзя, чтобы завоевать победу для наших болельщиков. По крайней мере наши фаны это заслужили.
– А если бы вы могли выйти на поле, вы бы это сделали?
– Знаете, если бы я вышел на поле, то мы бы точно проиграли! Поэтому мне желательно не выходить.
– Ринат Леонидович, как президент на данный момент лучшего клуба в Украине как вы относитесь к некоторым изменениям в украинском футболе? Сейчас, возможно, изменится статус легионера. Как пример – Дишленкович. Ваше отношение к этому?
– Что касается легионеров, я точно знаю: мы все должны быть в равных условиях. Правила должны быть для всех одинаковы. И мы должны подчиниться тем правилам, которые вырабатываются в ПФЛ или ФФУ. Что же касается клубов, которые из-за финансовых составляющих снимаются с лиги, – это очень плохо. Я всегда выступал за две составляющие. Первая – прозрачность. Кто является собственником клуба? Мы должны все знать в лицо того, кто является собственником клуба. Покажите, пожалуйста, изначально документы. Вторая – чтобы был минимальный прозрачный бюджет. Чтобы не получилось так, что команда проведет пять-шесть игр, а потом говорит: «Мы против «Шахтера» играем, а против «Динамо» уже снимемся или не снимемся». Непонятно. Точно так же киевский «Арсенал». Что там происходит, я не знаю. Но там есть и футболисты, и тренерский штаб. В этой ситуации, считаю, мы можем предложить следующее: если там действительно сложнейшая финансовая ситуация, то мы должны скинуться и по крайней мере профинансировать для того, чтобы они доиграли! А когда чемпионат закончится – пожалуйста, снимайтесь и выясняйте между собой все отношения, кто кому что должен. Но сегодня не должен страдать из-за этого весь чемпионат. Я готов финансово участвовать – профинансировать сегодня «Арсенал», чтобы он мог продержаться следующие 15 игр и чтобы была конкуренция в чемпионате. Я вам хочу сказать, что нам еще к «Арсеналу» ехать, и нам там всегда трудно играть, мы там, как правило, теряем очки. Зато есть интрига. Мы любим интригу, любим конкуренцию. И эта интрига должна сказаться на качестве чемпионата. Чемпионат сегодня у нас очень интересный.
– И к возможному сокращению количества участников чемпионата, получается, вы тоже относитесь довольно негативно?
– Первое, что я хочу видеть, – открытость. Кто является собственником клуба? Прозрачность. За счет чего финансируется клуб? Две вещи. Это всегда была моя принципиальная позиция, изначально. Чтобы мы знали в лицо, кто владелец, и за счет чего он финансирует команду. Чтобы не говорили о том, что какой-то клуб или какой-то владелец является собственником трех или четырех клубов. Если мы будем иметь такую картину, то по большому счету будем знать, кто является собственником. И в итоге иметь финансовые гарантии того, что команда по крайней мере не снимется с чемпионата. Вы понимаете, в чем вопрос. Когда самолет взлетел, в нем пассажиры, и два пилота начинают выяснять между собой отношения... Кричать, шуметь, ругаться, кто будет вести самолет... По крайней мере пассажирам же от этого не легче. Вы можете где-нибудь, пока не взлетаете, выяснить свои отношения. А потом, если у вас самолет исправен, можете лететь. И хорошего вам полета! А если по большому счету самолет не исправен, то на берегу надо это знать. Чтобы мы все не стали заложниками чьих-то интриг, конфликтов. На сегодня все стали заложниками. И это плохо. Я могу сказать, что с «Шахтером» такого не произойдет.
– Раньше президенты просто встречались, а сейчас… Когда в последний раз виделись и смотрели друг другу в глаза? Имею в виду президентов клубов Премьер-лиги.
– Может, раньше было больше вопросов. Поэтому мы встречались. Я готов встречаться со всеми своими коллегами. Обсуждать все накопившиеся вопросы. Точно знаю, что сниматься с чемпионата – это плохо. И это некрасиво. Потому что заложники на сегодня все. Поэтому на берегу нужно было четко знать: эту команду будут или не будут финансировать. По крайне мере с «Кривбассом» так произошло. Но мы на берегу знали, что он финансироваться не будет. Такое решение кто-то принял. А с «Арсеналом» – первый круг закончился, и мы видим, что происходит. Вчера прочел, что такое может случиться и в Луцке. Что в этом хорошего? Ничего хорошего в этом нет. Если бы мы на берегу знали, кто эти собственники, пусть выйдут и скажут: мы являемся собственниками, и мы отказываемся финансировать. Пожалуйста, это ваше решение. Тогда по крайней мере Премьер-лига уже будет знать, и никто не окажется в заложниках. А сегодня все в заложниках. Для меня это некомфортно. Но чемпионат сам по себе очень интересный. Вы знаете, вкусный чемпионат. Интрига огромная.
– «Шахтер» просто был на голову выше. А теперь «Шахтер» приблизился…
– Вы знаете, где-то в своих передачах Юрий Розанов – я его процитирую, может быть, чуть-чуть так, чуть-чуть не так – сказал: «Вы ухаживаете за девушкой. И она согласна. А вы говорите: «Давайте перенесем на следующий раз». Так вот в прошлом году «Шахтер» уже в первом круге, в принципе, стал чемпионом. А в этом году и девушка не согласна, и «Шахтер» еще в раздумьях. (Улыбается.) Поэтому сегодня у нас такой процесс ухаживания и огромная интрига. Но главное, чтобы в конце чемпионата эту интригу мы прошли с такой остротой, с таким достоинством, чтобы на выходе она была в наших руках. То есть золотые медали чемпионата Украины оказались в наших руках. Но чемпионат очень интересный, очень вкусный. Я семнадцать лет уже владелец клуба, президент клуба – я не помню такого чемпионата! Посмотрите: первое-второе разделяют «Металлист» и «Днепр» – имею в виду, по потерянным очкам. На третьем месте «Шахтер». Когда такое было? Такого я не помню. Но мне это не нравится! Я не люблю смотреть в спину. Я все-таки люблю смотреть в лицо. И хотелось бы, чтобы мы поменялись местами, и нам смотрели в спину. Но это нужно заслужить. Пока мы этого не заслужили.
– Недавно мистер Луческу заявил, что если такая ситуация с клубами продолжится, и они будут исчезать, то единственным вариантом для «Шахтера» останется пойти в объединенный чемпионат. Как вы относитесь к его словам?
– Я хочу, чтобы в Украине нашлись владельцы, которые будут футбол любить больше, чем деньги, и инвестировать в футбол. Вы посмотрите, какой чемпионат вкусный и интересный. Нужно, чтобы эта интрига продолжалась и чтобы у нас было не 16, а 18 клубов. Я убежден, что так и будет. Один спонсор откажется – появится другой, третий, четвертый, пятый. Я хочу сказать, что футбол был, есть и будет. Это игра номер один, ее все любят и на нее все ходят, потому что в этой игре самое главное – непредсказуемость. Кто из вас мог представить, что будет такой тур? Мы проиграли 2:0, Киев тоже, «Днепр» сыграл вничью, «Металлист», «Черноморец»… Пять клубов, и никто не одержал победу. Здорово!
– И «Ворскла» шестая…
– И «Ворскла». Это же здорово! Это же значит, что есть интрига, что качество нашего чемпионата выходит на другой уровень. Мы об этом мечтали, и я мечтал. В прошлом году я не хотел интриги. Тогда мы выиграли 15 матчей подряд и по большому счету стали чемпионами после первого круга. А сегодня интрига огромная.
– А перед завтрашним матчем какие предчувствия?
– Завтра я не знаю. Посмотрим вместе с вами. А потом все, что увидите, свое понимание, свою философию вы донесете болельщикам.
– Ваше мнение: атакующее трио Бернард, Луис Адриано и Феррейра…
– Это прекрасные игроки, важные футболисты для «Шахтера». Каждый из них может внести огромный вклад в завтрашнюю победу. А на каком составе остановится Луческу, нужно спросить у него. Поэтому я ему пожелал, чтобы он хорошо провел ночь.
Пресс-служба ФК «Шахтер»