Разван Рац: "Бог дал мне талант играть в футбол – это подарок"
Вышел в свет свежий выпуск журнала «Шахтер». Главным персонажем апрельского номера стал Дуглас Коста. А пока мы публикуем интервью одного из главных героев мартовского выпуска, человека с обложки – Развана Раца.
В мае Развану исполнится 32 года, а еще через месяц – ровно десять лет, как он надел «оранжево-черную» футболку. За это время румын успел вместе с «Шахтером» собрать обширную коллекцию трофеев и титулов и накопить бесценный игровой опыт. А еще: в совершенстве освоить русский язык, жениться на дончанке, обзавестись дочкой – в общем, пустить в нашем городе глубокие корни. Тем не менее жизнь футболиста за очень редким исключением рано или поздно предполагает смену обстановки.
Наш разговор с Разваном состоялся вскоре после того, как в команде появился новый игрок на его позицию, что сам Рац воспринял философски, оставаясь, как всегда, открытым, общительным и жизнерадостным. Пришлепав в холл базы на Кирша прямо с тренировки – взъерошенный и уставший, – Разван пригласил в кресло напротив и, улыбаясь своей фирменной улыбкой, сказал: пожалуйста, любые вопросы!
Подарок ежедневный
– Разван, вы с Дарио выделяетесь в команде не только возрастом, но еще и характерной небритостью – так положено ветеранам?
– Это Дарио решил брать с меня пример. (Смеется.) Я же никогда не бреюсь начисто. Мне кажется, что с щетиной мне лучше.
– Супруга, стало быть, одобряет такой стиль?
– О, у нас с Юлей полное взаимопонимание, мы ведь женаты уже шесть лет, а вместе больше семи. У нас все в порядке, как говорится, и в горе, и в праздники.
– Правильно сказать – в радости, хотя, может, так тоже верно – в праздники.
– У нас каждый день – как праздник! А любой праздник – это способ показать свои чувства любимому человеку. Если ты любишь, то должен демонстрировать это каждый день – своими поступками, а не только подарками. Чтобы каждый день был как День влюбленных.
– Ты, видимо, любишь дарить подарки?
– Очень. Самые разные. И неважно, дорогие они или нет. Подарок – это ведь просто как знак внимания. Главное – внимание и уважение. Вот раньше ведь не было таких праздников, как, например, 8 Марта или там 14 Февраля, но люди и без этого любили друг друга.
– А сам любишь принимать подарки?
– Нет, не особенно. Лучше дарить – это уже само по себе подарок. Мне нравятся разные сюрпризы, неожиданности. Когда люди вокруг меня радуются, то и я радуюсь. В первую очередь, конечно, имею в виду мою семью и моих близких, но не только.
Подарок самый главный
– Разван, твоей дочке Николь 26 февраля исполнилось два года. Она лучше говорит на русском или на румынском языке?
– Пока она знает только русский. А вот когда ей исполнится три года, я начну с ней говорить еще по-румынски и по-английски, чтобы как минимум этими тремя языками она владела в совершенстве.
– Наверное, балуете дочку…
– Нет, мы стараемся этого не делать. По моему мнению, ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя, – это же педагогика! Я буду очень стараться, чтобы моя дочь выросла хорошим человеком. Николь всегда в центре нашего внимания и часто получает какие-то подарки, но ведь она самое главное, что у нас есть, и это главный подарок в жизни.
– А еще об одном таком «подарке» вы с Юлей не думали?
– Как раз сейчас и думаем, но пока мешает очень плотный график. (Смеется.) Мы с Юлей создали Николь (Разван именно так и выразился. – Прим. авт.) три года назад, когда были в отпуске. Как сейчас помню: это было на Сардинии, причем с первого раза! Вот нынешним летом снова усиленно поработаем в этом направлении.
– Ты помогаешь детям…
– Да, с ограниченными возможностями. Когда у таких людей появляется дополнительный повод для радости – хотя бы на день или даже на час, то это приносит радость и мне. Но я бы не хотел об этом много говорить, лучше – делать.
Подарок ожидаемый
– Разван, какой для тебя самый главный праздник в году?
– Пасха. И еще Рождество Христово. Это самые важные и светлые дни в году.
– А как насчет Нового года, дня рождения?
– Не понимаю, что особенного в этом празднике? Заканчивается один год, начинается другой – так можно праздновать, например, начало каждого месяца – вон сколько сразу праздников добавится! (Смеется.) А день рождения люблю отмечать, но не свой, а моих родных.
– Если ты говоришь о Пасхе, то, выходит, веришь в Бога?
– Конечно. Как, думаю, и большинство здравомыслящих людей на планете. Это же естественно.
– А ты веришь в судьбу?
– Я верю в Бога. А судьба… даже если где-то что-то и предопределено, то все равно любой человек очень сильно сам влияет на свою судьбу – своими поступками. Хорошими или, наоборот, плохими.
– Летом у тебя заканчивается контракт с «Шахтером». Что можешь сказать о своей ближайшей судьбе?
– Гаданием пусть занимаются гадалки и прочие шарлатаны – на кофейной гуще, шарах с кристаллами и всякой ерунде. Мое дело – заботиться о семье и честно делать то, что я умею, – играть в футбол. Отдаваться этому всей душой и без остатка. А жизнь покажет, что будет.
– Вы с Юлей уже обсуждали, где будете жить в будущем – в Донецке или у тебя на родине?
– Пока мы будем жить там, где я буду играть, а вот дальше, когда закончу… Надеюсь, что это будет еще так не скоро, что даже думать об этом не хочу. Донецк мне очень нравится, и я уже не раз говорил, что этот город стал для меня второй родиной.
– Что бы ты пожелал себе на очередной день рождения?
– Как и все люди – чтобы моя семья была здорова и счастлива. Как профессиональный футболист – чтобы я мог продолжать карьеру как можно дольше и получать от этого удовольствие.
Подарок судьбоносный
– Разван, значит, ты в свои годы еще не наигрался?
– Нет-нет-нет! Не могу себе даже представить, что не играю в футбол.
– На твоей позиции в команде появился еще один молодой и талантливый исполнитель – Исмаили…
– Это нормальная практика и право клуба – усиливать ту или иную позицию. Мое дело – заниматься своей работой как можно лучше. Буду стараться. У меня контракт до июня, а там посмотрим.
– Ты был польщен, когда зимой Луческу не отпустил тебя, сказав, что Разван нужен команде для Лиги чемпионов?
– Это дополнительная ответственность и вызов для меня, которые необходимо оправдывать.
– Если не брать семью, какой ты получил в жизни самый дорогой тебе подарок?
– Конечно, это сам футбол. Всем, что у меня есть, я обязан футболу. Выступаю за национальную команду своей страны, стал ее капитаном. Играю, считаю, за один из лучших клубов Европы и в самом лучшем турнире мира – Лиге чемпионов. Разве это все не подарок? Бог дал мне талант играть в футбол – это подарок.
– Какой еще хочешь подарок от футбола?
– Даже не знаю, что сказать, чтобы не показаться жадным. (Смеется.) Наверное, мне бы хотелось сыграть на чемпионате мира в составе сборной Румынии. Конечно, наша сборная уже не та, что 15 или 20 лет назад. Тогда все футболисты играли во многих европейских клубах, а сейчас, наоборот, выступают в национальном чемпионате. А еще я хочу играть в футбол, пока не откажут ноги.
– Твой земляк Мариан Алиуцэ уходил из «Шахтера» со слезами на глазах…
– Как я уже сказал, предпочитаю не думать об уходе, но вполне может быть, что тоже не смогу сдержать слез. Ведь я отдал «Шахтеру» почти десять лет, и все самое лучшее, что случилось в моей спортивной карьере, связано именно с этим временем и с этим клубом.
Источник: ФК «Шахтер»