Эдуардо обо всем и немного о себе
Форвард «Шахтера» – о счастье в Лондоне, мечтах Виллиана, командах Билича и пуховике Венгера.
23 февраля 2008 года сотни тысяч болельщиков по всему миру просматривали на YouTube один и тот же ролик. В тот день хватало голов: Криштиану и Руни оформили дубль на «Сейнт-Джеймс Парк», а Торрес побаловал «Энфилд» хет-триком, но гораздо больше всех волновало случившееся в Бирмингеме. 193-сантиметровый Мартин Тейлор чудовищным прыжком в ноги встретил пробиравшегося к штрафной нападающего «Арсенала» Эдуардо да Силву.
– Я ни разу не смотрел повтор того эпизода, – говорит Эдуардо. – Помню, что был напуган и жутко переживал. Я не знал, что будет с моей ногой, смогу ли я вообще ходить после этого. И вот в таком состоянии я попал в реанимацию и моментально заснул под наркозом. Когда я очнулся, рядом стоял доктор. Он посмотрел на меня и спокойно так сказал: «Не переживай, парень, ты будешь играть в футбол». Сложно объяснить, что за чувства наполняли меня в тот момент, но тогда я стал гораздо сильнее, чем прежде.
– Можете вспомнить свой самый счастливый день в «Арсенале»?
– Я проводил первый матч после травмы и сразу забил два гола. То, как меня встретили на «Эмирейтс», а затем поддерживали на протяжении всего времени, что я был на поле... Это было потрясающе, очень трогательно. Я никогда этого не забуду.
Не забудет Эдуардо и английские дороги, которые за три года доставили ему немало хлопот. Все началось с того, что он так и не смог привыкнуть к машине с правым рулем и в итоге пригнал в Лондон леворульную. Впрочем, проблем от этого меньше не стало.
– Пробки, – бразилец моментально называет главную из них. – Я жил в двух десятках километров от Лондона, и на то, чтобы добраться до центра города, у меня уходило полтора часа. Для сравнения – на 25 километров до тренировочной базы в Хартфордшире я тратил двадцать минут.
– К чему еще было сложно привыкнуть в Англии?
– Обычно все называют кухню, но я никогда ее не пробовал. Правда. В Лондоне полно ресторанов – итальянские, бразильские, любые другие. Зачем пробовать то, что тебе не нравится?
– Какое место в Лондоне вы полюбили больше всего?
– Да я не могу сказать, что у меня есть любимое место. Если ты о достопримечательностях вроде Биг-Бена или Лондонского глаза, то я так ни разу там и не был, видел только, когда проезжал неподалеку. Часто заглядывал в магазины: «Хэрродс», «Селфриджес», тоже ничего особенного.
– Человек, который за эти три года вас по-настоящему удивил?
– Вообще, я больше всего общался с Бакари Санья, еще с Денилсоном. Они отличные, веселые ребята, но тот, о ком ты спрашиваешь, – Эммануэль Эбуэ. Никто больше не мог создать такую атмосферу, как он. Как-то заходим в раздевалку, а там он уже танцует на массажном столе. «Чего смотрите? – говорит. – Присоединяйтесь!»
– Присоединились?
– Нет, о чем ты. У меня совсем другой темперамент.
– Три слова, которыми можно охарактеризовать Арсена Венгера?
– Один из лучших.
– Вообще я немного не это имел в виду.
– Но ты же согласен? Да, у него периодически возникают проблемы с пуховиком, но с кем не бывает? У меня тоже бывают проблемы с молниями, просто меня не снимает никто в эти моменты.
В Instagram Эдуардо хватает фотографий, так или иначе связанных с Бразилией: вид на Рио из-за спины Христа-Искупителя, пальмы, пляжи и, конечно же, футбол на песке.
– Мы выбрались в Бразилию во время моего последнего отпуска, – говорит да Силва. – Сначала отдыхали в Эмиратах, а потом полетели в Рио-де-Жанейро, мой родной город. Это всегда особые эмоции, каждый бразилец меня поймет: солнце, океан, ты и твоя семья. Что еще нужно?
– В последнее время бразильцы с удовольствием возвращаются играть на родину. У вас не было такого же желания, раз вам там хорошо?
– Да, сейчас это горячее направление. Но я же никогда не играл в Бразилии на профессиональном уровне, поэтому для меня это будет не возвращение к чему-то хорошо знакомому, а абсолютно новый турнир. Я даже не могу представить, как там все может для меня сложиться. Поэтому мне больше нравится вариант продолжать играть в Европе, тем более в «Шахтере» меня все устраивает.
– Многие говорят, что вы уже больше европеец, чем бразилец.
– Бразилия – моя родина, с этим невозможно не считаться. Другое дело, что в Европе я живу уже очень давно и ментально успел перестроиться, ко многому привык. Поэтому кому-то и кажется, что я отличаюсь от других ребят, которые приезжают играть из Бразилии. Да, я адаптировался к жизни в Европе, стал понимать местную культуру и людей. Да, я играю за сборную с этого континента, у которой свои ценности. Но это не значит, что я перестал быть бразильцем.
– В «Шахтере» много бразильцев. С кем вы общаетесь больше всего?
– У меня со всеми хорошие отношения. Было бы странно, если бы бразильцы, которые играют в одной команде, не общались друг с другом. Просто явного лидера у нас нет – наверное, потому, что мы все разные, и на поле, и в обычной жизни. Разумеется, все прислушиваются к Фернандиньо, ведь он здесь уже давно и в каких-то делах понимает больше остальных. А вообще, я больше времени провожу в компании Дарио Срны. Он отличный человек, к тому же мы играем за одну сборную.
Один из самых громких трансферов минувшей зимы также не обошелся без участия бразильцев из «Шахтера». Виллиан в статусе самого яркого распасовщика чемпионата Украины (да и Европы тоже) перебрался в «Анжи».
– Разумеется, я расстроен, потому что наша команда потеряла очень сильного игрока, – пожимает плечами Эдуардо. – С другой стороны, я рад лично за Виллиана, потому что видел, что он давно хотел получить новый вызов и был рад этому переходу. Виллиан ничего особо не рассказывал про свой трансфер, да это и не тот случай, когда требуется что-то объяснять.
– Он же мечтал играть в Англии.
– Многие мечтают играть в Англии, но это не значит, что, поехав в другой чемпионат, ты отказываешься от своей мечты. Новый клуб Виллиана на виду в Европе, и им точно так же будут интересоваться топ-клубы. Я уверен, что он будет одной из главных звезд российской лиги.
– Славен Билич не предлагал вам тоже перебраться в Россию?
– Нет-нет-нет. Прошлым летом я видел несколько матчей «Локомотива». У Билича хорошая команда, в атаке всегда есть, из кого выбирать. Так что он вряд ли вспоминал обо мне.
– Какой, кстати, была реакция, когда он сказал, что уходит из сборной?
– Для начала нужно понимать, что он долго работал с Хорватией. За удачным выступлением на Евро-2008 последовала неудача в квалификации чемпионата мира, и уже тогда многие думали, что Билич уйдет из сборной. Но он остался и вывел команду на Евро-2012, где мы на равных боролись с Испанией и Италией – сборными, которые играли в финале. Он прошел с командой три отборочных цикла к большим турнирам. 6 лет – это действительно очень много. Поэтому его решение все поняли.
– Чего вам больше всего не хватает в Донецке?
– Конечно, было бы неплохо, если бы Донецк стоял на берегу океана. Задумываешься об этом каждый раз, когда начинает холодать. Один прохладный день, другой, третий – не самое веселое, что может случиться. Таких дней здесь не так и мало. А вообще, я бы хотел, чтобы в Донецке было больше людей, которые говорят на английском. Это очень важно для любого города, а в Донецке процентов 90 людей не могут с тобой объясниться на английском. В отелях, ресторанах определенного уровня с этим проблем нет, но иногда проблемы возникают там, где их можно было бы избежать. Если эта ситуация изменится, город станет только лучше.
– По какому расписанию проходит ваша жизнь прямо сейчас?
– Тренировки, игра, снова тренировки, игра на выезде. А в свободное время я смотрю мультики – у меня же двое детей. С дочкой смотрим что-нибудь про принцесс, но сыну это не нравится, поэтому потом смотрим что-нибудь с ним. Так что у меня много любимых мультфильмов, могу что-нибудь посоветовать.
Источник: ФК «Шахтер» по материалам ua.tribuna.com