Омар Момани: Шева красивый, его сложно рисовать
Наверняка не раз и не два вы видели комиксы, посвященные футболу. И можно с уверенностью предсказать, что в правом нижнем углу была желтая полоска с подписью Omar Momani. Будь то красная карточка Лео Месси, чемпионские разборки в АПЛ или демарш имени Кепы Аррисабалаги — Омар нарисует все. Его работы известны на весь мир, чего не скажешь о нем самом. В интервью мы поговорили о том, как Омар "пришел к жизни такой", как он создает свои работы и чем планирует заниматься дальше.
- Если бы тебя попросили рассказать о себе за одну минуту, что бы ты сказал?
- Я – человек, который хочет достичь всего в рисовании комиксов. Я хочу рисовать авторские комиксы о вещах, которые я люблю (о футболе, музыке, фильмах, философии, истории и т.д.). Также у меня есть амбиции создавать короткометражные фильмы и графические новеллы в ближайшем будущем.
- Какая философия тебе ближе всего? И какая у тебя любимая историческая эпоха? Возможно, Римская империя или Древняя Греция?
- Я бы сказал, что это микс экзистенциализма, гедонизма и стоицизма. Ты был прав, мне нравится Рим, а еще Персия. Также я люблю читать о европейской истории с Темных веков и до XIX столетия.
- По поводу амбиций. Что мешает тебе реализовать их прямо сейчас?
- Наверное, причины, по которым я сейчас не создаю анимированные короткометражки и графические новеллы – нехватка времени и лень. Мне нужна хорошая мотивация, чтобы начать. Но могу сказать, что сейчас веду переговоры с продюсерами о создании короткометражек. Надеюсь, в этом году все запустится.
- Как началась твоя любовь к футболу? Какие у тебя любимые команды?
- Это был 1990 год, когда девятилетний я был изумлен атмосферой вокруг чемпионата мира. Все смотрели тот турнир и говорили только про футбол и Марадону. Думаю, тогда я и полюбил футбол. Мне нравится Милан, я начал болеть за него после чемпионата мира, ведь тогда они были лучшими.
- Что ты думаешь о нынешнем Милане? Верным ли было решение расстаться с Гаттузо? Джампаоло – правильный выбор? Кого бы ты хотел видеть в Милане этим летом?
- О боже, последнее десятилетие было ужасным… Я считаю, Гаттузо хорош в мотивации игроков, но тренер – не очень. С другой стороны, Джампаоло – хороший тренер. Не знаю, что будет в следующем сезоне, но давайте сохранять оптимизм. Если бы я решал, то я бы купил футболистов, которые не нужны Реалу и Барселоне, таких как Бэйл или Иско. Они очень опытные и имеют чемпионскую ментальность.
- А когда ты начал получать деньги за свои рисунки? Помнишь свой первый заказ?
- Это случилось в 1996 году. У отца был еженедельный журнал, и он попросил меня нарисовать комикс о мире на Среднем востоке. Но я не помню, сколько он заплатил.
- Какие преграды встречались на твоем пути к успеху?
- Главным препятствием было найти работу, связанную с комиксами и анимацией. У меня не было никакого руководства к действию, было сложно найти информацию про различные техники и совершенствовать навыки. Интернета не было в том виде, в котором он есть сейчас.
- Теперь стать карикатуристом намного проще?
- Сложность в том, чтобы найти работу, пока у тебя нет имени. Нужно закатать рукава и упорно трудиться в начале карьеры, оттачивать навыки и зарабатывать имя, чтобы однажды это стало твоим основным занятием.
- Футбольные комиксы – твоя единственная работа?
- Нет. Еще я работаю на образовательной онлайн-платформе в Иордании, которая называется Edraak, а также сотрудничаю как фрилансер с различными организациями.
- Ты говорил, что с футболом связаны 99,9% твоих работ. Расскажи об остальных 0,1%.
- Они в основном про фильмы и музыку, вернее, актеров и музыкантов. Но скоро я буду рисовать и кое-что другое.
- Твои работы публикуются на Goal.com. Как началось ваше сотрудничество?
- В 2010 году я начал рисовать комиксы про чемпионат мира. Друзья подталкивали меня продолжать это делать, и я подумал, что будет хорошо связаться со СМИ, которые могут опубликовать эти работы. Так, как я читатель Goal, я связался с шеф-редактором арабской редакции, который с радостью согласился принять меня в команду. После года работы я начал рисовать для международной редакции.
- У тебя есть другие футбольные заказчики или ты работаешь только с Goal.com?
- Есть несколько. Я сейчас работаю с Бундеслигой, Лигой Арабского залива и другими. Также я рисовал для Манчестер Сити и Аль-Араби.
- А пытались ли конкуренты Goal увести тебя?
- Многие пытались, но я отказывался. Я фрилансер, и могу работать с другими изданиями, но в то же время я уважаю наши отношения с Goal и не могу делать то, что им навредит. У меня было сотрудничество с различными футбольными медиа одновременно, но так, чтобы это не вредило другим клиентам.
- Думаю, сейчас ты самый известный футбольный карикатурист в мире. Что почувствовал, когда это осознал?
- Хах, я был счастлив, но в то же время, это очень стрессовая ситуация. Ведь на мне лежит ответственность рисовать очень хорошо.
- Твое имя известно на весь мир, но этого не сказать о твоей внешности. Были какие-то забавные случаи, связанные с этим?
- Однажды я был на посвященной анимации конференции в Дубае. Там я постоянно ходил завтракать в один маленький ресторанчик и подружился с его владельцем. Мы постоянно разговаривали о футболе и его любимом Арсенале. Однажды он прокричал мне: "Давай, чувак! Раз уж ты карикатурист и любишь футбол, так почему бы тебе не стать как Омар Момани? Я уверен, что ты будешь еще круче!". И тогда я показал ему свой паспорт. Он был в шоке.
- Какая часть твоей работы самая приятная?
- Их две. Первая, я рисую то, что мне нравится – футбол, а вторая – последующая реакция.
- Расскажи, как ты создаешь комикс. Сам выбираешь тему или же ее тебе указывают?
- Зависит от клиента. Иногда сам, иногда ее задают. У меня есть идея, затем мы проводим брейнсторм с заказчиком, а после этого я рисую.
- Ты должен творить каждый день. Нет ли эмоционального выгорания из-за объемов работы?
- Да, есть такое дело, я всегда работаю. Но в то же время я чувствую ответственность. Я должен рисовать то, что происходит, ведь мои подписчики этого ждут и требуют.
- А что случается, если ты болеешь, например, гриппуешь?
- Тогда уже беру выходные. И иногда это очень надолго.
- Бывали случаи, когда твои работы не публиковали?
- Нет, такого не случалось. Я не рисую, если клиент не согласен с идеей.
- Есть какие-то элементы, которые ты никогда не используешь в работе? Война, кровь, насилие и т.д.
- Зависит от клиента. Например, Goal запрещает рисовать запекшуюся кровь, высмеивать религии или национальности. Лично я могу рисовать кровь в каких-то комиксах в будущем.
- Бывали случаи, когда герои твоих карикатур были недовольны? Возможно, какие-то конфликты?
- Вроде нет. Но однажды Goal меня предупредил, что есть некоторые очень чувствительные игроки. Не могу назвать их имен, извини. Во время чемпионата мира нужно быть осторожным. Людям не очень нравится, когда ты критикуешь их сборные. Иногда они реагируют просто ужасно.
- А наоборот, когда герои были довольны работами?
- Однажды я нарисовал африканских звезд, Дрогба, Это'О и Туре. Все они репостнули работу, похвалили меня и сказали продолжать в том же духе. Да и много других футболистов делились моими работами – могу вспомнить Касильяса, Подольски, Фалькао, Мхитаряна и многих других.
- Тебе одинаково легко рисовать разных игроков или некоторых сложнее?
- Сложно рисовать красивых и темнокожих. Красивых – потому что у них нет каких-то ярких черт, например, большого носа и так далее. А темнокожих – потому что это очень чувствительная тема, тебя могут обвинить в расизме, потому что ты преувеличил ту или иную черту.
- Получается, Златан, один из самых простых футболистов, чтобы рисовать? А Андрей Шевченко?
- Да, просто нарисуй нос и косичку, и будет тебе Златан. Шева красивый, его сложно нарисовать.
- Бывали случаи, когда твои работы воровали?
- Ох, это бывает часто. Особенно в тех странах, где нет законов о защите авторских прав.
- Я как-то видел рекламу канала, где утверждалось, что "Омар Момани теперь в Телеграме!". В трех каналах с твоим именем свыше 80 тысяч подписчиков в сумме. Ты как-то связан хоть с одним из них?
- Нет, эти каналы мне не принадлежат, это фанаты. У меня нет аккаунта в Телеграме.
- У тебя 500 тысяч подписчиков в Инстаграме, и всего четыре тысячи на Ютубе. Почему такая большая разница?
- Думаю, людям в Инстаграме нужны картинки, которые они могут оценить за пару секунд. А на Ютубе они хотят видеть более продолжительные видео, в то время, как мои длятся только несколько секунд.
- Ты большой фанат путешествий. Какие у тебя любимые города?
- Сложно назвать какие-то отдельные, ведь их было очень много. Но мне нравятся спокойные города, а также те, которые имеют богатую историю. Каждый город по-своему уникален.
- И последний вопрос. Что ты посоветовал бы тем, кто хочет стать следующим Омаром Момани?
- Не будьте Омаром Момани. Можете учиться у меня, но будьте собой, имейте свой стиль, практикуйтесь ежедневно, читайте и смотрите комиксы каждый день, чтобы понимать их историю и происхождение.