ШАХТА

Бруты 20-го века. Трагичная история Юлиуса Хирша

02.05.2019 12:35

Бруты 20-го века. Трагичная история Юлиуса Хирша

Когда главный тренер "Болоньи" Фульвио Бернардини заявил, что привел команду к седьмому титулу Чемпиона Италии благодаря тренеру, принесшему ей два предыдущих - все удивились. Поскольку имя Арпада Вейса не было им знакомо. Легендарный Карл-Хайнц Румменигге заявлял, что за десять лет выступлений за "Баварию" ни разу не слыхал имя Курта Ландауэра. Рекордсмена по долголетию на посту президента и, по всеобщему мнению ныне, одного из важнейших людей в истории клуба. В спецвыпусках журнала Киккер, посвященных истории сборной Германии, не фигурировали имена Юлиуса Хирша и Готтфрида Фухса. Ни в 1939-ом, ни даже в 1988-ом году. Во время празднования юбилея основания "Фюрта" в 1953-ем году имя Хирша, ставшего с командой чемпионом Германии, также не упоминалось.

Ныне ситуация иная. Эти люди получили заслуженное признание, мемориальные таблички и памятники. Именем Хирша названа награда, вручаемая Немецким Футбольным Союзом (ДФБ) с 2005-го года клубам, организациям и отдельным футбольным персонам, борющимся за демократию, права человека вообще и меньшинств в частности.

Бруты 20-го века. Трагичная история Юлиуса Хирша

Тогда же их изгнали из клубов, запретили заниматься любимым делом, а затем и всеми другими делами. А память о них просто стерли. Ландауэр хотя бы вовремя уехал в Швейцарию, а Фухс - в Канаду, и оба спаслись. Вейса и Хирша ждала иная судьба. Юлиус, воспитанный в духе патриотизма и влюбленный в Германию, получил удар ножом в спину от своей любимой.

Футболист и бизнесмен

Младший сын известного бизнесмена и ветерана Франко-Прусской войны Беньямина Бертольда Хирша дебютировал в первой команде "Карлсруэ" в 1909-ом году в 16-летнем возрасте. И сразу же очаровал болельщиков. Тогда, как и в последующие 90 лет, в немецком футболе делали ставку на мощных высокорослых бойцов. Потому щуплый юркий техничный игрок, левый нападающий, смещавшийся со своего фланга куда угодно, терроризировавший защитников и владевший мощным ударом с обеих ног, не мог не быть замечен. Знаменитый немецкий тренер Чемпион Мира-1954 Зепп Гербергер в юности восхищенно следил за игрой Юллера (его кличка) и позднее рассказывал о невероятно техничном и многогранном игроке, финты которого помнит и по прошествии десятков лет.

Уже тогда именно Карлсруэ, а не Мюнхен, в прессе называли футбольной метрополией юга Германии. И Хирш вместе с Фухсом и Францем Фердерером продолжили династию, взяв три Чемпионата региона. Взяли также первый и последний для клуба трофей Чемпиона Германии. Гербергер называл это трио легендами, болельщики помнили (а соперники боялись) еще очень долго.

Бруты 20-го века. Трагичная история Юлиуса Хирша - изображение 2

Приход Юлиуса в сборную в 1911-ом году сформировал трио и там. Уже во втором матче он забил четыре мяча в ворота сборной Нидерландов. На Олимпиаде-1912 отыграл два матча. А в третьем его отсутствие компенсировал друг Фухс, забивший в ворота сборной России десять мячей из 16-ти командных. Та победа остается крупнейшей в истории сборной.

Вскоре с целью помочь отцу в бизнесе Юлиус перебрался в Нюрнберг. И в "Фюрте" стал первым в истории игроком, выигравшим Чемпионат страны с двумя разными клубами. Выиграл и еще один Чемпионат региона. С фронта Первой Мировой Войны он вернулся с почетной наградой - Железным Крестом II степени. Футбольную карьеру закончил в родной команде в 1923-ем году. Затем тренировал там молодежь. Параллельно развивал бизнес отца дома и в стране, языком которой владел в совершенстве - Франции. Особо он преуспел в отрасли спортивной одежды и экипировки ("Хирш" считался одним из ведущих брендов футбольных мячей в Германии). Воспитывал двоих детей. Иными словами - проживал достойную жизнь.

Призрак

Все это закончилось в 1933-ем году. Удар по гордости, самосознанию немцев, нанесенный Первой Мировой Войной, был даже более серьезным и болезненным, чем материальные. Многие мечтали о реванше. А экономическая и политическая нестабильность, шесть избирательных кампаний в Рейхстаг за пять лет, последние из которых не выявляли победителя, изнуряли народ. Любой, кто убедительно обещал решить все проблемы быстро, наказать виновных и вернуть Германию на вершину, мог получить поддержку. Потому и диктаторские законы, и законы против коммунистов, евреев и других "виновных" групп, были восприняты с воодушевлением.

Бруты 20-го века. Трагичная история Юлиуса Хирша - изображение 3

Футбольные и даже военные подвиги людей были быстро забыты. На пути к "светлому будущему" прошлое лишь мешало.

Спортивным клубам еще не предписали изгнание евреев. Но ДФБ и клубы подсуетились сами. Прочитав об этом в газете, Хирш в ответ написал эмоциональное письмо. Разумеется, оно осталось без ответа. Да и есть ли что ответить на риторические письма?!: "Мы демонстрировали свою любовь к этой стране, проливали за нее кровь. Четверо членов моей семьи получали Железные Кресты, один из них погиб на фронте. Я хочу сказать, что сегодняшние мальчики для битья германской нации - также приличные люди и не меньшие патриоты. Мы всегда любили эту страну. А вы разрушаете германскую нацию за наш счет. Вы называли меня футбольным кумиром. Но как мгновенно исчезла любовь, которую я получал от клуба и его болельщиков".

Отто Шили, министр внутренних дел Германии в 1998-2005 годах, высказался о тех временах весьма откровенно: "В нацистскую эру Немецкий Футбольный Союз показал себя кем угодно, только не героями. Ужасные люди, ужасное поведение. Это больно признавать, но мы должны это сделать". Речь здесь и о "деле" Хирша. Поначалу бывший партнер по команде Лоренц Хубер помогал ему прокрадываться на стадион, поддерживал финансово. Юллер также тренировал еврейский клуб города. Но затем и это было запрещено. Его бизнес развалился. А все попытки найти работу дома, в Швейцарии и Франции провалились. Даже несмотря на рекомендательные письма тогдашнего Генерального Секретаря ФИФА. Его по-прежнему не видели в упор.

Бруты 20-го века. Трагичная история Юлиуса Хирша - изображение 4

Все еще в Германии

Далее жизнь Юлиуса просто катилась в пропасть. По пути домой из Парижа после получения ложных сообщений о гибели своей жены и детей во время погрома он попытался покончить жизнь самоубийством. Из психиатрической лечебницы его выпустили несмотря на заключение врачей "не полностью здоров". Затем он решил развестись со своей супругой-христианкой и позволил окрестить детей с целью уберечь их от гибели. Как заявляла его дочь уже после войны, как раз сохранение брака спасло бы ее отца, поскольку он, скорее всего, попал бы вместе с ними в "привилегированное" гетто Терезин, предназначенное для известных людей и смешанных семей. Не судьба. А от возможности уехать в Швейцарию Хирш отказался, не желая покидать семью, да и не веря, что его Германия творит те страшные вещи, которые ей приписывают.

Последнее воспоминание о Хирше - это открытка, выброшенная из окна поезда около Дортмунда в марте 1943-го года. Причем даже в своей последней страшной поездке он радовался тому, что все еще находится в Германии. Вовсе не факт, что он ее покинул. В списках прибывших на том поезде в лагерь уничтожения Освенцим имя Юлиуса не значилось. В 1950-ом году суд признал датой его смерти восьмое мая 1945-го года, а местом смерти - Освенцим. А это на самом деле означает полную неизвестность. Бывший любимец болельщиков "Карлсруэ" был стерт вдвойне. И лишь в 90-е годы его именем назвали спортзал в одной из школ, затем включился ДФБ, несколько лет назад в Карлсруэ появились площадь Фухса и улица Хирша, первых еврейских игроков сборной. Их уже не забудут.

P. S После окончания войны Фухс не раз получал предложения вернуться от родного клуба. Получил и приглашение самого Гербергера на открытие Олимпиады-1972 в Мюнхене. На вопросы в Канаде о причине отказов он отвечал: "Они убили Юлиуса"...

Источник

Читайте также
| Карта сайта: XML | HTML