Шахтер проиграл заслуженно, но виновата не только оборона
Terrikon.com пытается дать ответ на вопрос, что же случилось с «горняками» накануне во Франкфурте.
Проигрывать всегда тяжело и неприятно. Проигрывать со счетом 1:4 - тем более. Однако счет - это всего лишь цифры на табло, которые переносятся в протокол после финального свистка. Ориентироваться лишь на него - все равно, что покупать машину, исходя только из цвета ее кузова.
Именно поэтому мы попытаемся «копнуть» поглубже и на примере вчерашнего матча понять, что же происходит с «Шахтером» и почему команда Фонсеки столь бесславно завершила евросезон.
Оборона регулярно дает сбой
Первый аспект, который буквально лежит на поверхности - это чудовищная игра «горняков» в обороне. Особенно информативными выходят матчи еврокубков, когда на «Шахтер» осуществляется более серьезное давление, чем в играх УПЛ, с чем защитные построение дончан откровенно не справляются.
Многие упрощают проблему до банального - виноват Фонсека, а также клуб, который продал Ракицкого. Но не стоит забывать, что фатальные сбои случались с «Шахтером» и при Луческу, следствием чего являлись провальные поражения от «Арсенала» (1:5), «Барселоны» (1:5), «Байера» (0:4), «Баварии» (0:7), «Реала» (0:4) и т.д. Во Франкфурте, по сути, произошло нечто подобное. На старте были допущены две фатальные ошибки, а в концовке, пропустив после контратаки соперника, команда попросту перестала оказывать оппоненту серьезное сопротивление, позволив «Айнтрахту» довести дело до разгрома.
При этом, нельзя говорить, что Хочолава и Матвиенко не старались и полностью провалили матч. Оба, как говорит статистика, весьма неплохо показали себя в единоборствах - на счету Давида 67% выигранных дуэлей (12 из 18), Николая - 56% (9 из 16). Но позиционные провалы и невынужденные ошибки, последствиями которых и стали первые два пропущенных «горняками» гола», - совсем иное дело.
В то же время нельзя забывать, что пара Хочолава - Матвиенко стала для «Шахтера» уже ШЕСТЫМ сочетанием центрбеков в нынешнем евросезоне. И это еще при не выходящем из лазарета Ордеце! Поэтому о какой стабильности и отсутствии ошибок со стороны центральных защитников можно говорить, если едва ли не в каждом матче плечом к плечу играют разные футболисты? Не будем обсуждать факторы, заставляющие Фонсеку прибегать к такой ротации, которая зачастую оказывалась банально вынужденной, но факт остается фактом. Возможно, «Шахтеру» попросту нужно довериться уже какой-то одной паре центрбеков, сделав ее основной, перетерпеть ошибки, а спустя время наконец-то начать пожинать плоды надежности. Или же пора приобретать в команду как минимум одного топ-футболиста на эту позицию, находящегося в расцвете сил и обладающего харизмой.
В центре поля не хватает креатива
Пожалуй, именно во Франкфурте наиболее остро почувствовалась потеря «Шахтером» Фреда. Не Степаненко, а именно Фреда. При всех ошибках и потерях в обороне «горняки», получая в ноги мяч, порой просто не понимали, что с ним делать дальше. Особенно это бросалось в глаза, когда «Айнтрахт» перекрывал фланги и дончанам приходилось идти вперед через центр.
Вторая треть поля стала наиболее проблемной для «Шахтера» во вчерашней игре. Именно здесь «горняки» допустили больше всего потерь мяча - 42, в то время как у «Айнтрахта» наиболее проблемной оказалась финальная треть, где немцы ошибались 46 раз, но это куда объяснимее и не столь опасно для команды с точки зрения риска нарваться на контратаку.
Интересно, что чаще всего в центральной зоне терял мяч Жуниор Мораес - 8 раз. При этом в пяти случаях бразильский форвард лишался мяча после единоборств с соперниками. Иными словами, Мораес вынужденно отходил в глубину поля, чтобы пытаться помочь команде организовать атаки и зацепиться за мяч. В то же время Коваленко, Тайсон (в первом тайме) и Алан Патрик оказались совершенно неспособны вести игру команды через центр. Никто из них не стал своего рода «дирижером» для «Шахтера».
Особенно показательна игра Алана Патрика. Во Франкфурте этот бразилец в очередной раз очень недурно поработал на статистику - в его активе целых 116 ТТД (73% - удачные). Патрик отдал 78 передач, из которых 74 оказались точными. Феноменальный успех? Отнюдь. Достаточно глянуть, что бразилец, по сути, работал исключительно в своей зоне, не выходя из нее.
То есть, Алан Патрик все свои пасы осуществил в пределах контуров второй трети поля, не выходя из «зоны комфорта». Бразилец активно не помогал ни в обороне, ни в атаке. Он был вроде бы и в центре внимания, но почему-то растворялся. Почему? Именно из-за нежелания рисковать, обострять и креативить иными способами. Работать на личные ТТД, очевидно, куда приятнее, чем пытаться всеми силами (пусть даже с ошибками, но пытаться!) обострить игру команды в атаке.
Кто-то может сказать, что, возможно, мы вырываем из контекста лишь созидательную часть выступления Патрика? Вовсе нет. В обороне он также не впечатлил, выиграв лишь 26% единоборств (7 из 27), что вкупе с таким же невысоким показателем этих действий у Коваленко (31%, или 4 из 13) привело к проблемам «горняков» в центре поля.
В атаке нужны новые варианты
Ни для кого не секрет, что атакующие действия «Шахтера» в нынешнем сезоне во многом связаны исключительно с работой на поле четырех человек - Исмаили, Тайсона, Марлоса и Жуниора Мораеса. Если игра идет у всех из них, то против «Шахтера» может не устоять даже самый серьезный оппонент. Однако в случае, когда кто-то выпадает, либо же просто не демонстрирует потолок своих способностей, возникают сложности.
Были они и во Франкфурте. Возможно, сказалось доверие Фонсеки к Соломону и перевод Тайсона в центр поля, но левый фланг «горняков», как свидетельствует статистика, отработал вхолостую. Оттуда исходило крайне мало опасности воротам Траппа, хотя и пришел единственный в матче гол.
Справа все оказалось гораздо живее и острее. Марлос индивидуально буквально разрывал оппонентов, осуществив 15 обводок и завершив в свою пользу 12 из них. Кроме того, бразильский украинец выиграл 62% единоборств (18 из 29). Быть может, правая «бровка» дончан и вовсе оказалась бы убойной, если бы под стать Марлосу сыграл Бутко. Но у Богдана игра не заладилась, причем как в обороне, так и в атаке. Во-первых, Бутко выиграл лишь 8% единоборств (1 из 12), а во-вторых, если верить Wyscout, не отдал ни единой передачи с продвижением на Марлоса, в основном предпочитая «нагружать» непосредственно Жуниора Мораеса.
За 68 минут чистого игрового времени Бутко выполнил 40 передач (точность - 88%), но ни одна из них не оказалась ключевой. Вышедший вместо Богдана на правый фланг обороны Сергей Болбат за 29 минут чистого времени успел выполнить 13 пасов (точность - 85%), из которых две завершились ударами игроков «Шахтера», в том числе одна была ключевой - на 78-й минуте именно после флангового кросса от Болбата головой пробивал Тайсон, угодив мячом в перекладину. Очевидно, что эксперимент Фонсеки в этом направлении, о котором мы уже детально рассказывали, не лишен смысла, когда требуется срочно усилить атакующую мощь фланговой игры.
Резюме
Поражение «Шахтера» во Франкфурте не стало следствием лишь неудачной игры в обороне. Здесь совпал целый ряд неблагоприятных факторов, среди которых есть место даже банальному невезению. Не стоит забывать, что футболисты «Айнтрахта» тоже теряли позицию в защите, к чему и привел гол Жуниора Мораеса, грамотно и вовремя «отклеившегося» от своего оппонента, но вот делать это чаще «горняки» заставить соперника не смогли.
«Айнтрахт» прошел дальше, потому что сыграл целостнее и организованнее. Футболисты немецкой команды были более агрессивны, нацелены на результат и сыграли с хорошим уровнем концентрации. «Шахтеру» где-то не хватило сыгранности, где-то кадровой глубины состава, где-то игрового тонуса.
Впрочем, поражения всегда куда более информативны, чем победы, побуждая делать больше выводов и принимать больше решений. Нынешний «Шахтер» находится в плоскости перемен - из команды уходят прежние лидеры, а их место занимают молодые исполнители без серьезного опыта. Подобной «перестройкой» в стане соперника сбалансированный «Айнтрахт» воспользовался по максимуму. Что ж, пусть немцы идут дальше по Лиге Европы, а для «горняков» наступает время сконцентрироваться исключительно на внутренних турнирах, где и предстоит отрабатывать до автоматизма новые игровые связи.
Алексей Сливченко, специально для terrikon.com