ШАХТА

Николай Матвиенко: Страх - это не то, что футболист должен брать с собой на поле

21.10.2018 17:11

Николай Матвиенко: Страх - это не то, что футболист должен брать с собой на поле

Николай Матвиенко стал одним из перспективных молодых футболистов "Шахтера", за считанные месяцы пройдя путь из возвращенного в аренду до игрока основного состава. "Террикон" встретился с ним, чтобы поговорить обо всем...

- Ваша футбольная карьера началась с академии «Шахтера». А как вы туда попали – родом вы ведь совсем не из Донецка?

- Да, я родом из Крыма, из города Саки под Евпаторией. Небольшой такой городок, тысяч на 30 населения. Хорошее место, мне нравилось. Целый год ты на море…

- И там есть свои футбольные традиции?

- Да, конечно. Там есть замечательные тренеры, которые занимаются ребятами самого младшего возраста, лет с 5-6. Они до сих пор там работают, и сейчас у них в наборе, наверное, уже пацаны 2010 года. Первый мой тренер - Ланчак Николай Юлианович, потом я перешел к Гожьянову Дмитрию Владиславовичу. Вот мой первый тренер и повез меня на просмотр в Донецк, по своей инициативе. Ему было важно, чтобы его ребята росли. На первом просмотре нас было человек 25 со всей Украины, из них отобрали пятерых, и уже из этой узкой группы оставили двоих – меня и Андрея Борячука.

- Кто еще из вашего набора сделал впоследствии успешную карьеру?

- Кроме нас с Андрюхой – еще Витя Коваленко. И все, пожалуй…

- Коваленко, наверное, был главной звездой в вашей компании?

- Да, конечно. Он тогда здорово выделялся. И повыше нас, и поплотнее, да и в футболе понимал побольше. Он уже имел опыт выступлений в более взрослых командах, и это ощущалось. Если мы еще просто бегали за мячиком, то он уже четко знал, что с ним делать.

- Был ли он ролевой моделью для вас?

- Ну, тогда еще никто так не думал. Просто все знали, что он играет за более старшие составы «Шахтера», и все тянулись вслед за ним, мечтая того же добиться. Но, честно говоря, еще не было какого-то четкого желания стать звездами или чего-то подобного.

- Но, наверное, какие-то кумиры у вас уже были, среди звезд мирового класса?

- Мне с детства нравился «Челси», а в их составе я выделял Фрэнка Лэмпарда и Джона Терри. Тогда было как раз их звездное время. Амплуа у них разное, но у обоих было общее, что меня покоряло – их лидерские качества, умение повести товарищей за собой.

- Наверное, Терри должен быть вам ближе – ведь вас с самого начала ставили в защиту?

- На самом деле, история с моим амплуа довольно долгая. В «Шахтер» меня взяли опорником. В 14 лет, когда перевели в академию, переставили на позицию, как сейчас бы сказали, левого вингера. Полгода я там поиграл, а потом у нас травмировался левый защитник, и меня перевели на это место.

- Ну, а в итоге мы видели вас и справа в защите, и в центре.

- В центр я попал, когда мы готовились к юношеской Лиге чемпионов. Тогда Валерий Сергеевич Кривенцов решил попробовать меня в этой зоне защиты. И вроде получилось – во всяком случае, ему понравилось.

- Команда тогда у вас подобралась просто сказочная! Казалось, все вырастут в суперзвезд…

- К сожалению, так не случилось. Кто-то вообще пропал – по крайней мере, я ничего о них не слышу. Это очень обидно – ребята были хорошие, надежды подавали большие. Не знаю, почему так с ними случилось. Может, недостаточно высокие цели перед собой ставили…

- Вы вспоминаете эту команду как лучшую в своей жизни?

- Могу сказать так: хорошее было время! Команда у нас сложилась очень дружная, и в ней было очень интересно.

- Помните тот турнир – юношескую Лигу чемпионов? И в частности – финал, в котором вам пришлось играть против своей любимой команды «Челси»…

- Финал, конечно, стал особенным матчем. И если честно, с «Челси» было сложно. Если мы были в статусе чисто молодежной команды, то у них многие футболисты уже поиграли в арендах, и даже с первыми командами кое-кто тренировался. У нас такой был только один – Витя Коваленко. И конечно, их серьезное превосходство в опыте бросалось в глаза. Ну, а что касается любви к «Челси», то на тот матч я ее просто отключил…

- Кстати, а почему возникла симпатия именно к этой команде?

- Даже не знаю… Возможно, передалась от брата, который здорово за них болел. Ну и они вообще тогда постоянно на хорошем уровне выступали. Помню, одно из самых моих сильных разочарований того времени – это когда в полуфинале Лиги чемпионов с «Барселоной» судья не поставил ей пенальти и тем самым отцепил «Челси» от финала…

- Не считая вашего успеха в юношеской Лиге чемпионов – какой еще момент карьеры вы считаете для себя особенным?

- Пока его нет. Как говорят в таких случаях – надеюсь, он у меня еще впереди.

- Ну, тогда давайте разберем один из недавних моментов – в матче с «Лионом». Тот, в котором вы сделали отбор на своей половине поля, прошли с мячом метров 50, вошли в штрафную французов и уже приготовились бить – но в последнюю минуту нехороший лионский защитник выбил у вас мяч. Помните эту ситуацию?

- Конечно! Очень хотел создать момент и забить, счет бы стал тогда 3:0… Но не получилось.

- Что футболист думает в такие секунды?

- На самом деле, очень много мыслей в голове одновременно. Иногда даже не поймешь, что выбрать. Работает все – и интуиция, и те навыки, которым тебя обучили. И тут на первый план выходит умение принять быстрое решение. В этом, я считаю, и заключается настоящая сила игрока. Выкрутиться в сложной ситуации, мгновенно сориентироваться, выбрать, что делать, отдать пас или пойти в обводку – такие игроки везде ценятся. И только такие, мне кажется, могут дорасти до топ-уровня.

- Кто лучше всех справляется с этим в нынешнем «Шахтере»?

- Мне очень нравится, как работает с мячом Марлос. Когда против него обороняешься, бывает, думаешь – ну вот, все, ты уже совершил отбор. Но в последний момент не успеваешь – и мяч остается у него. Это, похоже, какие-то мини-футбольные навыки…

- Какая позиция вам больше по душе – из тех, что вы попробовали?

- Без разницы. Главное – играть нормально.

- Кто-то утверждает, что для игры центральным защитником вам не хватает габаритов…

- Нет, не думаю. Если играть грамотно, правильно выбирать позицию, то недостаток габаритов не окажется большой проблемой. В конце концов, рядом может действовать более крупный партнер, который поможет решать какие-то задачи. Мы видим массу примеров, когда не самые габаритные игроки вполне успешно играют в центре защиты. Тот же Маскерано, например.

- Он все-таки поплотнее вас будет…

- Ну, он и постарше. Может, со временем я тоже немножко наберу…

- Сейчас в «Шахтере» у вас – конкуренция за правый фланг защиты с Богданом Бутко. Не создает ли это какие-то трения в ваших отношениях?

- Ни в коем случае! Какие могут быть трения, если мы делаем общее дело? Каждый выполняет свою работу, и уже тренер решает, кто выйдет в той ли иной игре. Тут здравый смысл должен быть на первом месте.

- Что говорит Богдан, когда в состав ставят вас, а не его?

- Просто желает мне удачи. Как и я ему. Мы нормально общаемся и даже подсказываем друг другу, если есть что сообщить. Вот, например, по вчерашней игре с «Десной». На нашем фланге выставили Картушова. А я его немного знаю – ну, и подсказал Богдану, как против него лучше действовать. Посоветовал больше отжимать его в центр, там он менее опасен и не сможет так разгоняться, как по бровке. Такого рода сотрудничество между нами идет постоянно.

- Пару лет назад о вас писали, как о «новом Ракицком». Лестно было такое слышать?

- Я не думаю, что как-то похож на него. Он вообще один такой – Ракицкий. Но вообще, конечно, приятно слышать, такое сравнение. Ярослав – топ-футболист.

- Вы сами понимаете свои слабые и сильные стороны?

- Не люблю себя оценивать. Насчет достоинств – не хочу хвастаться, насчет недостатков – не хочу подсказывать соперникам. Зачем облегчать им задачу? Пусть сами думают, в чем мои слабости и как их использовать.

- Кто из партнеров был для вас наиболее удобным?

- Я не могу вспомнить какого-то «неудобного». Но все-таки, наверное, комфортнее всего ощущалось рядом с Александром Кучером. Я с ним рядом дебютировал во взрослом футболе. Он очень помогал мне тогда, в тот период, когда я адаптировался в первой команде «Шахтера». Его подсказки были очень ценными. Поэтому на поле мне только и оставалось, что бегать – все, так сказать, «организационную работу» в центре защиты он брал на себя.

- Тот дебют в «Шахтере» не стал для вас началом плавной карьеры с постепенным ростом в команде. Пришлось попутешествовать по арендам. Возвращаясь в «Шахтер» этой зимой из «Ворсклы», чувствовали, что в этот раз сможете, наконец, закрепиться?

- Ощущал новый вызов. Почему получилось сейчас и не получалось в предыдущие разы, не знаю – делал вроде бы то же самое. Выкладывался на тренировках, работал изо всех сил. Понимал, что конечное решение, как и всегда, зависит не от меня. Но вот как-то сложилось. При этом, я не хотел постоянно сидеть в запасе, был настроен играть, и изначально просил, чтобы опять отпустили в аренду, если на меня по-настоящему еще не рассчитывают. Но мне четко сказали, что я нужен здесь.

- Варианты с арендой наклевывались?

- Нет, но думаю, нашли бы что-нибудь. В ту же «Ворсклу» можно было бы вернуться…

- Как вам работается с Фонсекой?

- Хорошо. Он ставит понятные задачи. Например, всегда говорит о необходимости улучшить оборону – и я считаю, что с его приходом «Шахтер» действительно стал лучше защищаться. Я имею в виду общекомандную оборону.

- Он жесткий или либеральный руководитель?

- Он человек без крайностей. Действует разумно, применяя разные методы воздействия. Может и жестко пройтись в раздевалке – но, когда нужно, подскажет и поговорит по душам.

- Языкового барьера нет?

- Ну, во-первых, рядом постоянно наш переводчик Макс. Но даже если он далеко, мистер может что-то объяснить на английском.

- А с английским у вас нормально?

- Не могу сказать, что так уж нормально – но футбольную терминологию понимаю легко.

- Попадая в сборную, вы сталкиваетесь с другим тренерским стилем у Андрея Шевченко. Сложно ли перестраиваться?

- На самом деле, многое совпадает. И Фонсека, и Шевченко – современные тренеры, игру понимают похоже, и методика у них похожая. Много тактических занятий. Принципы игры примерно те же – организация действий команды, контроль мяча, переход из обороны в атаку.

- Говорят о поразительном умении Шевченко тактически разложить игру на элементы и объяснить задачу в мельчайших деталях. Есть такое?

- Да. Все очень наглядно. Готовится видео – специальная нарезка каких-то моментов. Шевченко объясняет, как нужно выполнять то ли иное действие, и потом на примере видео показывает, как это делается. Или наоборот – иллюстрирует, как не надо делать.

- Кажется, что в сборной сейчас установилась замечательная психологическая атмосфера, и именно Шевченко – причина того, что так произошло…

- Наверное, так и есть. Он не начальник, а скорее – наставник, старший брат. Нет никакой дистанции. Может сесть за стол с тобой, поговорить о том о сем.

- Когда первый раз после вызова в сборную встречались с ним – не давила ли на вас магия его имени?

- Конечно, давила. Но вообще, в тот раз я больше думал о том, как влиться в коллектив и побыстрее понять, что от меня требуют.

- Вам дали проявить себя сразу же, причем в официальном матче с хорватами, причем на выезде. Не страшно было?

- Страх – не то, что футболист должен тащить с собой на поле. Ничего хорошего не получится. Надо вытеснять такие настроения и стараться думать о позитивном. Именно так и старался тогда делать. Игра не была простой, очень давили трибуны – болеть за своих в Хорватии умеют. И работать против моего соперника на фланге тоже было непросто.

- Можно было тогда увидеть в хорватах будущих вице-чемпионов мира?

- Да нет совершенно. Конечно, в этой команде играли люди с огромным международным опытом, с солидной клубной репутацией. Но считаю, мы вполне могли их победить и пройти – за счет командных действий, за счет дисциплины. Это то, что способно принести удачу против любого, даже самого сильного противника.

- Именно это, наверное, помогло и самим хорватам на чемпионате мира…

- Совершенно верно!

- Что произвело на вас наибольшее впечатление во время чемпионата мира?

- Скорее всего, игра французов. Хотя многое понравилось, на самом деле – масса матчей, масса впечатлений. Но французы все-таки – особенные. Они с какой-то легкостью с самого начала побеждали. Во всяком случае, так казалось. У них по исполнителям подобралась очень сильная команда. Они моментально переходят из обороны в атаку – все делается быстро и четко. Ну, и уровень командной дисциплины потрясающий.

- Какая музыка и какое кино вам нравится?

- Музыку слушаю любую, много чего нравится. Кино – больше по рекомендации ребят. Но если честно, в последний раз смотрел какой-то фильм уже давно… Получается, что времени на это нет. Больше сейчас играю в компьютерные игры.

- В какие именно?

- Есть такая экшен-игра, называется PUBG. Там твоя задача – в режиме онлайн остаться последним выжившим. Собираемся с ребятами, командой из четырех человек – и рубимся.

- Футбольные симуляторы не нравятся?

- Не очень. Футбола и в реальной жизни хватает.

- В реальной жизни вам предстоит сыграть с «Манчестер Сити». Какие настроения перед матчем?

- Хорошие настроения. Провели тренировку, начинаем теоретические занятия. Нет никакого страха или ощущения того, что соперник не по зубам. Да, они кажутся фаворитами. Но если мы будем настоящей командой, если каждый на своей позиции максимально выполнит тренерскую установку, то победа вполне реальна.

- Чего мы вам и желаем!

- Спасибо, постараемся!

Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Евгений Ясенов, специально для "Террикона"

Читайте также
Написать письмо | Карта сайта: XML | HTML