«Шахтёр» играет как топ-клуб. Всё благодаря скаутской службе
Рассказываем, как «горняки» научились делать деньги и результат на трансферах.
Десятка самых дорогих трансферов «на выход» из донецкого «Шахтера» принесла клубу 256,5 миллионов (здесь и далее – суммы в евро). Сумма по меркам восточноевропейских клубов заоблачная – для сравнения, у вечных соперников «горняков» из киевского «Динамо» доход от 10 самых удачных трансферов равен 156 миллионам, у ЦСКА – 133, у «Зенита» - 181,8. И при этом в десятку самых дорогих продаж «Шахтера» не попало несколько переходов, становившихся в разное время достаточно статусными: Луис Адриано в «Милан», Брандао в «Марсель», Марика в «Штутгарт». Как же так вышло? Можно выделить несколько причин.
«Шахтер» четко сформировал свои приоритеты
И пришел к этому не сразу. Можно сказать, что решающим фактором в успехах клуба стал приход в 2004 году Мирчи Луческу. До того донецкий клуб делал ставку на подписание африканцев (защитники Окоронкво и Ндиайе, форвард Агахова) и центрально-европейских футболистов (особо здесь можно выделить массовую закупку летом-2003 под Бернда Шустера, когда в Донецк перебрались Вукич, Марика, Стойкан, Плетикоса, Дуляй, Рац и Срна). Хотя Срна и Рац стали основными в клубе на долгие годы, в целом, тот опыт вряд ли можно назвать удачным, ведь чемпионом в сезоне 2003/04 стало «Динамо».
Луческу пришел в конце того сезона и почти сразу начал делать ставку на бразильцев. Да, команду словно по инерции пополнили чехи Лаштувка и Хюбшман, а также румын Бэркэуан. Но и прижился из них только Хюбшман, и основное внимание было приковано к другим новичкам: бразильцам Матузалему, Элано, Жадсону, Батисте и затесавшемуся в их число парагвайцу Бенитесу. Луческу в автобиографии открыто признается, что на него глубочайшее впечатление произвела игра сборной Бразилии на ЧМ-1970, с которой ему пришлось играть в составе команды Румынии. Тогда у него и появилась мечта создать команду, которая смогла бы играть столь же ярко.
Конечно, собрать полностью бразильский коллектив ему не позволили бы даже не болельщики с президентом клуба, а лимит на легионеров, действовавший в чемпионате Украины. Однако правило «впереди креативят бразильцы, сзади ставка на украинцев» позволило «Шахтеру» сначала закрепиться на одном уровне с «Динамо», а затем и уверенно выйти вперед.
Клуб не вкладывается в тех, кто поиграл в Европе
Клуб болезненно пережил историю с первыми покупками Луческу. Тот же Матузалем, успевший поиграть в «Наполи» и «Брешиа», хоть и быстро стал лидером команды, однако так же быстро стал скучать в Украине, желая вырваться из клуба (футбольного, в ночных клубах Донецка Мату как раз чувствовал себя как дома). Не заиграл и опорник «Галатасарая» Батиста, на которого потратили 3 млн, бесполезным оказался турок Толга Сейхан («Трабзонспор», 3,75 млн), а точкой в ставке на игроков из Европы стало фиаско мексиканца Кастильо («Олимпиакос», 15 млн) и итальянца Лукарелли («Ливорно», почти 8 млн), пришедших и ушедших из клуба по ходу сезона 2007/08. По деньгам «Шахтер» на их трансферах почти не потерял – Лукарелли за 5 миллионов подобрала «Парма», а аренды Кастильо в «Ман Сити» и «Днепр» принесли клубу 10 миллионов, но выводы были сделаны.
Едва ли не единственным исключением стал переход Эдуардо из лондонского «Арсенала», но профессионализм хорвата отмечали все, кто с ним работал. Потому хоть Эдуардо не вышел на уровень, которого должен был достичь до ужасной травмы, но своим в «Шахтере» стал. Характер потенциального новичка важен: так, по словам украинского агента Олега Смалийчука, клуб отказался от трансфера Карлоса Бакки еще до его переезда в «Севилью», потому что посчитал риски завышенными.
Молодые бразильцы
Впрочем, и из Бразилии «Шахтер» зовет не каждого. Причиной стал опять же достаточно болезненный опыт с Элано, который переезжал из «Сантоса» в статусе игрока сборной страны, считавшегося почти столь же талантливым, как его друг Робиньо. Нет, Элано не бузил как напарник, который дошел до того, что сейчас откладывает визит на родину из-за обвинения в изнасиловании, но всячески показывал, что «Шахтер» для него – перевалочный пункт. У президента клуба Рината Ахметова было другое мнение, да и Луческу хотел большего от строптивого хавбека. Потому хоть его и отпустили в итоге в еще дошейховский «Ман Сити», заработав на этом (приходил за 7,6 млн, ушел за 12), но на будущее от подобных вариантов старались воздерживаться.
Со времен кризиса 2008 года средний возраст новичков «Шахтера», купленных в Бразилии, чуть больше 20 лет, а средняя сумма, затраченная на них, составляет примерно 8 млн. Никаких чрезмерных рисков. Конечно, с таким подходом не избежать ошибок: центрбек Леонардо (пришел в 19 лет), хавбеки Алан Патрик (20), Дентиньо (22), Веллингтон Нем (21) и форвард Марсело Морено (21) не оправдали надежд. Но на всех их в сумме было потрачено меньше, чем «Шахтер» получил от продажи одного только Виллиана, переехавшего в Донецк в 19 лет.
Скаут «Шахтера» Алексей Чередник рассказывал о том, как привозил из Бразилии 120 дисков с материалами: «В Бразилии работали вместе с Сергеем Ателькиным. В паре лучше работается. Разные взгляды – это во-первых. А во-вторых, в Бразилии по-другому нельзя. Я, к примеру, поехал в Белу-Оризонти, а он полетел в Порт-Аллерге. Он вернулся – и далее рванул в Рио-де-Жанейро, я – в Сан-Паулу. Только встречаемся в аэропорту – и снова разлетаемся», – вспоминал олимпийский чемпион.
Иностранные специалисты во главе процесса
Впрочем, сам Чередник, как и другие скауты клуба, решения не принимает. По словам скаута, все, что от него требуется – просмотреть игрока, привезти материал, положить его на столы президента и тренера клуба, а дальше уже решать тем. Это убивает все варианты с возможной заинтересованностью в откатах, про которые так много слухов в большинстве клубов Восточной Европы.
При этом «Шахтер» много лет приглашает на пост главы скаутской службы иностранных специалистов. И не стесняется их приглашать из стран, в которых как раз умеют находить таланты и перепродавать затем в клубы топ-лиг. Голландец Ян Штреер еще в 2007-м рассказывал, что и дальше работал бы в голландском «Витессе», где 10 лет был спортивным директором, но «Шахтер» просто предлагает больше возможностей для реализации замыслов. Грубо говоря, дает больше денег, чтобы найденные таланты не уплывали к другим.
И это не работа в кабинете, так Луис Гонсалвеш, работавший главным селекционером клуба, рассказывал в 2012-м, что бывает в той же Бразилии 4-5 раз в году. «Езжу по стране, смотрю матчи чемпионата Бразилии, а также игры других местных центральных турниров». Среди этих турниров, по словам португальца, и Юношеский кубок Сан-Паулу и чемпионат Бразилии среди молодежных команд. Неудивительно, что и сам Гонсалвеш, подобно игрокам «Шахтера», ушел на повышение, став в 2016-м генеральным директором «Порту». А чемпионам Украины уже осенью прошлого года приписывали интерес к скауту «Бенфики» Жозе Боту, то есть даже в условиях кризиса украинского футбола клуб не собирается отказываться от своих принципов.
«Шахтер» агрессивно работает на внутреннем рынке
К числу этих принципов относится и готовность платить за понравившегося игрока из чемпионата Украины. Этим «Шахтер» убивает сразу двух зайцев. Во-первых, получает игрока в обойму, которого точно также потом может перепродать. Сверхвыгодной можно назвать, пожалуй, лишь одну такую сделку – Генриха Мхитаряна брали в донецком «Металлурге» за 5,85 млн, а продали в дортмундскую «Боруссию» за 27,5 млн. Однако это не значит, что подобная сделка в будущем не может повториться.
А, во-вторых и в-главных, «Шахтер» очень часто уводит игрка из-под носа у «Динамо». В разное время киевскому клубу приписывали интерес к Шусту, Окодуве, Чижову, Таргамадзе, Кривцову и другим парням, однако все они оказались в итоге в Донецке. Апофеозом, пожалуй, стала история с Марко Девичем, лучшим форвардом лиги в начале 2010-х, который был очень близок к переходу в «Динамо», однако выбрал в итоге «Шахтер», где ожидаемо засел в запасе, зато не достался киевлянам.
Однако самая дорогая сделка «горняков» на внутреннем рынке состоялась с участием не украинского, а бразильского футболиста: «Шахтер» выложил за лидера «Металлиста» Тайсона 15 миллионов в январе-2013.
«Шахтер» не соглашается на первое же приглашение
Донецкому клубу удалось найти тонкую грань между тем, чтобы недооценивать своих игроков и передерживать их в золотой клетке. Интересно, что, пожалуй, ключевую роль в этом сыграли трансферы не легионеров, а украинцев. Сначала Анатолия Тимощука, который в 2008-м перешел в «Зенит» за 14,5 млн, а затем Дмитрия Чигринского, ушедшего в «Барселону» за 25 млн в 2009-м. Судьба обоих сложилась по-разному, Анатолий выиграл в Питере все, что мог, и ушел в «Баварию», Дмитрий не заиграл у Гвардиолы и вернулся за 15 млн уже летом 2010-го, однако стало ясно: за хорошие деньги в Донецке готовы расставаться со своими лидерами. С кем-то тяжелее, с кем-то легче, но гнобить в запасе тут никого не будут.
И потому пока в «Динамо» и «Днепре» годами ждали, когда местные идолы Ярмоленко и Коноплянка наконец-то покинут чемпионат, в Донецке вовсю вертелся маховик «купили – раскрутили – продали». Выходило так удачно, что со временем клуб стал тратить больше: того же Фреда, которого отдают сейчас в «Ман Сити» за 50 млн, покупали за 15 млн, а упомянутый трансфер Бернарда за 25 млн и вовсе вряд ли оправдается, учитывая то, что летом у бразильца заканчивается контракт.
Агент ФИФА Шандор Варга видит причину успеха «Шахтера» в том, что замена игрокам, которых продают, готова в клубе заранее. Тот же Фред был на втором плане при Тейшейре, который в свою очередь раскрылся после ухода Мхитаряна, зафеерившего с уходом Жадсона. «Если необходимость наступит, то возьмут игрока не хуже, по крайней мере в перспективе, чем тот, который есть в наличии», – считает Яремченко.
Варианты найти не так уж сложно, тот же Чередник рассказывал, что в его список входит более 1200 человек. Возможно, после ухода Фреда «Шахтер» и сделает паузу с многомиллионными продажами: лидерам команды Тайсону и Марлосу по 29, тот же Бернард может уйти бесплатно уже этим летом, аргентинец Феррейра уже пробовался в аренде в «Ньюкасле» и не впечатлил. В общем, надежда в этом плане разве что на левого защитника Исмаили, да и тому уже 27.
Но в клубе верят в свой курс и зимой купили на замену многолетнему лидеру команды Срне 19-летнего латераля Додо, за которого отдали «Куритибе» 2 млн.
Источник: footballhd.ru