Кто пытается купить «Карпаты»
По информации Tribuna.com, «немецкие инвесторы», которые намерены приобрести «Карпаты» – это компания German Pellets. А посредником в сделке выступает украинский музыкант-продюсер с темным прошлым – Ростислав Штынь.
Что такое German Pellets
Компания German Pellets изготавливает древесные гранулы для специальных обогревательных котлов, а также – средства для гигиены животных. Созданный в 2005 году бизнесменом Питером Лейбольдом, бизнес быстро вырос до международного: 10 заводов – в Германии, 3 – в Австрии, еще 3 – в США. German Pellets постоянно пытается расширять свое представительство и сферу деятельности, покупая более мелкие компании. В прошлом году German Pellets стала одним из лидеров, если не лидером рынка древесных гранул в Европе. В 2012 году доход компании составил 512 миллионов евро (за первое полугодие 2015 – 293,6 млн).
German Pellets всегда активно принимала участие в социальных проектах, в том числе, по аматорским спортивным клубам. До сих пор компания помогает одевать футболистов любительских команд «Барутер», «Эттенхайм» и «Анкер». В 2013-м German Pellets попробовала зайти в профессиональный футбол, став одним из спонсоров «Ганзы» из Ростока, но хватило ее только один сезон. Сейчас, по слухам, немцы собрались открывать для себя восточноевропейский рынок, и рассматривают покупку футбольного клуба, как хороший пиар.
Кто такой Ростислав Штынь
Посредником в переговорах между German Pellets и Петром Дыминским выступает Ростислав Штынь – 58-летний музыкант, продюсер, бизнесмен, спортивный функционер и, очевидно, один из будущих руководителей «Карпат», если сделка все-таки состоится.
Родился он во Львовской области, закончил Ивано-Франковский педагогический институт и Киевский национальный университет культуры и искусств. Начал заниматься музыкой в 70-х годах, когда вместе с младшим братом Юрием был одним из членов нескольких вокально-инструментальных ансамблей.
Одним из наиболее успешных проектов Штыня была группа «Опальний Принц», созданная в 1988-м году. Ростислав Штынь пел, играл на гитаре и продюсировал группу. Говорят, успешно. «Опальный Принц» стал первым украинским проектом, который самостоятельно заключил международный контракт – с немецкой продюсерской компанией. В 1989 году Штынь даже переехал в Германию.
Уже через год Штынь становится одним из создателей продюсерского центра «Ростислав-Шоу», которое занималось раскруткой молодых украинских звезд начала 90-х. Среди клиентов – Кузьма Скрябин и Ирина Билык (на студии Ростислава Штиня они и познакомились), «Мертвий півень» и другие.
Как он связан с футболом
Германия
Еще в 90-х Штынь стал совладельцем компании CSS consulting, одной из задачей которой было развитие компании по производству спортивной экипировки Uhlsport. В это время состоялось первое знакомство Штыня и «Карпат» – львовяне начали использовать продукцию от Uhlsport.
В 2002-м Штынь снова появляется в украинском футболе, уже как совладелец компании H&S Sportsmanagement и агент Невио Скалы, когда итальянец возглавляет «Шахтер». Переговоры тогда длились больше двух месяцев. «Я думаю, что переговоры так затянулись из-за агента господина Скалы – Ростислава, – объяснял Ринат Ахметов. – Я ему очень признателен за нашу совместную плодотворную работу. Он очень твердый человек и отстаивал каждую позицию контракта так, что за последний месяц я уже охрип».
Вскоре Штынь становится совладельцем еще одной компании – Football Innovation Programm. И берется поднимать клуб «Боруссия» из города Фульда, который выступал в четвертом дивизионе Германии. Приход Штыня сопровождался большим оптимизмом местных болельщиков – став спортивным директором «Боруссии», он написал план, согласно которому клуб должен был в кратчайшие сроки выйти во вторую бундеслигу.
Но уже в сезоне 2003/04 у «Боруссии» начали появляться финансовые проблемы, игроки недополучали зарплату, а в начале 2004 года региональная федерация футбола отказалась выдавать клубу лицензию на участие в следующем сезоне. Тогда и всплыла информация о том, что 50% прав собственности на клуб, оказывается, принадлежат компании Штыня Football Innovation Programm. На экстренном заседании членов правления клуба спортивного директора отстранили от работы и попросили компетентные органы расследовать его деятельность, после которой у клуба остались большие долги. Россу Штайну, как его называли в Германии, удалось выйти сухим из воды. По его версии, никаких задолженностей на тот момент у клуба не было, а официальное заявление о банкротстве клуб подал только три года спустя.
Латвия
Меньше чем через год, в начале 2005-го, Штынь появился в латвийском клубе «Вента». Причем не под своим именем, а под псевдонимом – Росс Акменс. Интересно, что Штайн (Stein), что в переводе с немецкого означает «камень». Акменс – то же слово по-латышски. Как заявлял функционер, в «Венту» на должность генерального директора его пригласил владелец клуба Янис Фридрихсберг. «Если бы не позвали в Латвию, я бы попытался осуществить подобный проект в другом государстве Восточной Европы, рынок которой я считаю сегодня наиболее перспективным в Старом Свете», – отмечал Акменс.
Планы руководства новичка высшей лиги чемпионата Латвии были грандиозны – бюджет в стартовом сезоне 2 миллиона долларов (богатейшая команда Латвии на тот момент – «Сконто» – рассчитывала лишь на 1,5 млн), привлечение иностранных инвесторов, начало строительства стадиона на 18 тысяч, задача взять золото и пробиться в Лигу чемпионов. Клуб начал активно приглашать звезд (по меркам чемпионата Латвии), среди которых оказались карпатовцы Мацей Налепа и Юрий Беньо, динамовцы Александр Хацкевич и Олег Лужный, которого позвали на должность играющего тренера. В его тренерский штаб вошли также бывшие ассистенты старого друга Штыня Невио Скалы – Серджио Джованни и Роберто Ренци.
Но в результате ни одной зарплаты футболисты и тренеры не увидели, поработав несколько месяцев «за идею», и в конце апреля начав разъезжаться. Тогда же Латвию покинул и Ростислав Штынь вместе с владельцем клуба Янисом Фридрихсбергом, которому потом до конца жизни запретили заниматься любой футбольной деятельностью. Позже оказалось, что в последние дни пребывания в Латвии руководство «Венты» провернуло невероятную махинацию – как пишет издание Delfi, заключив спонсорское соглашение с Trasta komercbanka, клуб оформил на футболистов... кредиты, чтобы им же выплатить зарплату. В итоге, к концу октября общий долг банку оставшихся в клубе восьми игроков, четырех тренеров и массажиста составлял около 15 000 евро. Плюс еще около тысячи банк насчитал в виде штрафных процентов. Поговаривали, Олегу Лужному даже пришлось расстаться со своим роскошным джипом, купленным на кредитные деньги.
Сам же Штынь, по бумагам, оказался непричастен ни к чему – в Латвии потом не нашли ни одного документа с подписью Штыня-Акменса.
Украина
В 2007 году Штынь вернулся в Украину для участия в тендере на строительство «Арены Львов». В конце 2006 года на имя генерального директора консалтинговой компании Danapro Ростислава Штыня якобы пришло письмо от городского головы Львова Андрея Садового с просьбой в содействии поисков инвесторов по строительству стадиона, после чего Danapro подписал соглашения с немецкой компанией Axon и швейцарской Implenia, которые должны были сотрудничать в ходе проектирования и строительства, и выдвинул их на тендер.
Axon и Implenia считались фаворитами конкурса, компании проводили во Львове презентации будущего проекта, однако 6 февраля 2008 года стало известно, что тендер на возведение львовского стадиона выиграла австрийская компания Alpina, которая заявилась едва ли не в последний момент. Недовольные итогами тендера функционеры и политики обвинили Садового в лоббировании своих интересов через привлечение дружественной ему строительной компании, Штынь стал одним из главных спикеров на эту тему. Он неоднократно заявлял, что Implenia может опротестовать решение конкурсной комиссии в суде. В то время Штынь, судя по всему, держал тесную связь с Петром Дыминским, который предлагал реконструировать «Украину» и тоже выступал против Садового. В частности, принадлежащий президенту «Карпат» медиахолдинг ZIK, был своеобразным рупором Штыня.
Самое интересное, что в своих заявлениях Ростислав Штынь представлялся именем не своей компании Danapro, а якобы отвечал за интересы Implenia. Дошло до того, что один из директоров Implenia Роланд Фиш заявил в прессе: «С этим человеком наша компания сотрудничала лишь в начале проведения тендера. Если он в дальнейшем в своих интересах будет распространять неправдивые данные о Implenia, придется привлечь его к ответственности».
Потерпев очередную неудачу, Штынь вернулся в Германию. Там, по его словам, с 2011-го занимался консалтингом, основав еще одну компанию – Gladio Sports Intelligence, руководителем которой назначил своего сына Марка Штыня. Компания специализируется на разработке проектов, маркетинга, бренд-менеджмента, коммуникаций и консалтинга в спорте. В 2012 году благодаря ей в российский женский клуб «Россиянка» попадает немецкий тренер Ахим Файфель.
1 июля 2015 года Штынь вместе с Gladio Sports Intelligence регистрирует в Вене стартап PEPA Beteiligungs,совладельцами которого становятся российский футболист Александр Сонин (30%), бывший белорусский игрок Юрий Петухов (30%) и... компания German Pellets (10%). У самого Штыня – 25%, у Gladio Sports Intelligence – 5%. По заявленной информации, деятельность компании состоит в «управлении корпоративными инвестициями».
Уже в конце прошлого года имя Штыня снова прозвучало в украинском информационно пространстве. Он – глава международной организации «ім. Короля Данила» и один из организаторов товарищеского матча между ветеранами «Динамо» и лондонского «Арсенала», который должен состояться весной во Львове. А через несколько дней появились слухи о покупке «Карпат» немецкими инвесторами – после их неудачной попытки купить «Говерлу».
На самом деле, по информации Tribuna.com, Штынь предлагал Дыминскому продать клуб еще прошлым летом, когда PEPA Beteiligungs была только основана. Но, судя по всему, озвученная президентом львовского клуба цена отпугнула потенциальных покупателей. Сейчас же, поговаривают, сделка на мази – Дыминский согласился продать «Карпаты», Олег Лужный действительно возглавит команду. Официально об этом должны объявить 6 января. Впрочем, другие источники не подтверждают эту информацию.