Что нужно знать о допинговом скандале Фреда
Tribuna.com изучив регламентные документы ФИФА и WADA, отвечает на главные вопросы в этой странной и запутанной истории.
Что именно употреблял Фред
По словам гендиректора «Шахтера» Сергея Палкина, в крови Фреда обнаружен хлортиазид – мочегонное средство, которое применяется при оттеках, связанных с сердечной и почечной недостаточностью. Вот, что нам говорит сайт с красноречивым названием doping-prevention.de: «Диуретики [они же мочегонные средства] могут рассматриваться как «маскировки» из-за разбавления мочи, что приводит к более низким уровням запрещенного препарата, выводящегося из тела». Иными словами, диуретики способны скрыть от допинг-теста наличия какого-нибудь другого запрещенного вещества.
Согласно списку запрещенных препаратов WADA (всемирное антидопинговое агентство) за 2015 год, хлортиазид и гидрохлортиазид как раз относятся к запрещенным веществам класса 5 (диуретики и «маскировки»). Они же рассматриваются как так называемые «Specified Substances», что важно, поскольку в основном применение допингаделится на два вида: с использованием Specified Substances или других веществ.
Сколько ему светит
Статья 19-я пункт 1.b «Антидопинговых правил FIFA» гласит: «Период дисквалификации должен составить 4 года, если нарушение антидопингового правила подразумевает использование Specified Substances, и ФИФА может доказать, что нарушение антидопингового правила было намеренным». Поскольку презумпцию невиновности никто не отменял, а доказать вторую часть правила очень сложно, то о максимальном сроке в 4 года речь не идет. В этом случае больше подходит статья 19-я пункт 2: «Если статья 19-я пункт 1 не подходит, период дисквалификации должен составить два года».
Как Фред может избежать дисквалификации
Согласно «Антидопинговым правилам», у Фреда есть два варианта: если он докажет «Отсутствие нарушения или халатности» («No Fault or Negligence») или «Отсутствие существенного нарушения или халатности» («No Significant Fault or Negligence»).
Первое означает, что при всех мерах предосторожности бразилец никак не мог знать о запрете этого препарата. Вряд ли такое удастся – хлортиазид и гидрохлортиазид были в списке запрещенных препаратов WADA и в прошлом году.
А вот со вторым положением есть нюансы, ведь слово «существенный» не устанавливает определенную меру, степень нарушения. В «Антидопинговых правилах» сказано: «No Significant Fault or Negligence: игрок или другое заинтересованное лицо доказали, что нарушение или халатность не были существенными касательно нарушения антидопингового правила, после того, как во внимание были взяты все обстоятельства и критерии для No Fault or Negligence». Например, футболист столкнулся с «Загрязненной пищей» («Contaminated Food») – продукт, в котором есть запрещенное вещество, но об этом не сказано на этикетке или эта информация недоступна при «приемлемом поиске в интернете». В таком случае у спортсмена есть все шансы избежать наказания.
Согласно статье 22-й, при доказательстве «Отсутствия существенного нарушения или халатности» дисквалификация может вирироваться от выговора до 2 лет вне футбола. Вряд ли юристам Фреда удастся свести наказание к обычному выговору, тем более, что от игрока уже открестился медперсонал сборной Бразилии – дескать, хлортиазида или гидрохлортиазида в их списке лекарств не было. «Шахтер», можно не сомневаться, тоже будет опровергать свою причастность. Если это правда, получается, Фред принял хлортиазид самостоятельно, а значит, должен и отвечать.
Согласно статье 59 пункта 1, если допинг-тесты ФИФА определят, что Фред действительно использовал допинг, его дело передадут Дисциплинарному комитету ФИФА, который и будет проводить разбирательство.
Если выяснится, что Фред употребил хлортиазид по настоянию или рекомендации персонала сборной Бразилии или клуба «Шахтер», то это вполне сможет уменьшить ему дисквалификацию. Кроме того, наказание может получить и кто-то из персонала. К примеру, так было в 2009 году в деле Валентина Слюсара, когда футболиста дисквалифицировали на два месяца, а главврачу «Металлиста» вынесли выговор.
Чем закончились аналогичные случаи
Подобное в украинском футболе уже было – в 2012 году на допинге попался Александр Рыбка. Он также принял мочегонное средство (фуросемид), правда, с целью похудеть (у Фреда с лишним весом проблем объективно нет) и также (если заявление медперсонала бразильцев правдива) сделал это самостоятельно, без предварительной консультации с врачами. Наказание было максимальным – 2 года.
В 2013-м из-за того же фуросемида был обвинен в использовании допинга легендарный Деку. Футболист утверждал, что запрещенное вещество попало ему с некачественными пищевыми добавками. Результат – один год дисквалификации. Португалец после этого закончил карьеру, а в марте 2014 года оказалось, что врачи в Рио-де-Жанейро ошиблись – никакого допинга на самом деле не было.
В 2007 году Стэн Лазаридис, знаменитый австралийский защитник, провалил допинг-пробу из-за финастерида (применял его от облысения) – «маскировка», запрещенная на тот момент. Доводы, что он принимал это в терапевтических целях, не помогли – 1 год дисквалификации. Вообще, принимать запрещенные препараты в терапевтических целях можно, но для этого необходимо пройти через процедуру получения специального разрешения. Причем позволить препарат могут лишь в том случае, если нет альтернативного лекарства.
Мог ли «Шахтер» использовать Фреда против «Фенербахче»
Протест «Фенербахче» не имеет под собой никаких оснований. В 28-й статье «Антидопинговых правил» говорится: «Кроме исключений, приведенных ниже, период дисквалификации должен начинаться сразу же после того, как решение, предусматривающее дисквалификацию, было сообщено игроку или другому заинтересованному лицу». Поскольку клуб и футболист были уведомлены лишь о негативной пробе А и Фред запросил вскрытие пробы В, Фред мог участвовать в матче. Что до санкций, то согласно статье 32 «Антидопинговых правил ФИФА» санкции к клубу или ассоциации могут быть применены после двух инцидентов в течение соревновательного периода. А значит – и это главное – «Шахтеру» ничего не грозит.