Фрэнк Хенуда: "Через это прошли все бразильские игроки «Шахтера»
Вышел в свет свежий номер журнала «Шахтер». Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с одним из персонажей выпуска – футбольным агентом Фрэнком Хенудой.
Фрэнк Хенуда – человек, который вот уже много лет представляет интересы «Шахтера» в Бразилии. Благодаря этому футбольному менеджеру в донецком клубе появилась не одна футбольная звезда. Сегодня Фрэнк предлагает совершенно иной взгляд на бразильский футбол. Об этой стороне футбольной жизни редко задумываются не только болельщики, но и сами игроки.
– Фрэнк, что значит «Шахтер» для Бразилии и Бразилия для «Шахтера»?
– «Шахтер» для Бразилии очень важен. Потому что, во-первых, там много талантливых игроков, привносящих в команду бразильскую футбольную культуру. Во-вторых, главный тренер Мирча Луческу любит бразильский футбол и бразильских игроков. Плюс он говорит на португальском, а это имеет большое значение при адаптации новичков. И наконец, президент «Шахтера» тоже любит бразильских футболистов! Как результат, 12 латиноамериканских легионеров сегодня в донецкой команде. Кроме всего прочего, для них это возможность заявить о себе в Европе, поскольку «Шахтер» играет в Лиге чемпионов.
– А Бразилия для «Шахтера»?
– Она тоже очень важна для клуба. Потому что много талантливых игроков пришло из Бразилии. Для «Шахтера» это новый рынок, новая страна. Большое значение в плане международного имиджа имеет тот факт, что пять игроков донецкой команды сегодня вызываются в сборную Бразилии. Плюс два экс-футболиста «горняков» сейчас выступают в основном составе «Челси» и «Манчестер Сити». А подготовлены они именно «Шахтером»! И наконец, Бразилия для клуба не только игроки. Это огромная семья, потому что каждый футболист имеет здесь множество родственников и друзей. А значит, один бразилец – это десять человек, поэтому десять футболистов – это сто новичков в «Шахтере»! (Смеется.)
– Каждый бразильский футболист действительно мечтает играть в Европе?
– Да, это их заветная мечта. Они хотят здесь себя показать, чтобы потом подороже себя продать. Одни очень хорошо адаптируются: обустраиваются, находят друзей, перевозят семьи и впоследствии не желают возвращаться. Другие вообще не могут приспособиться к европейской жизни! Уехав, они уже через несколько месяцев хотят вернуться в Бразилию.
– А почему европейские игроки не горят желанием играть в Бразилии?
– В свое время бразильцы ехали в Европу, зарабатывали там деньги и возвращались, сделав себе имя. Тот же Марсело Морено, который немного поиграл в Украине и вернулся. И теперь он имеет в Бразилии такую же зарплату, как получал в «Шахтере». Но так было раньше, сегодня же ситуация изменилась. Средняя зарплата футболиста в Бразилии серьезно возросла, кое-где стала даже выше, чем в Европе! Как минимум есть 5–6 клубов, которые в состоянии платить большие деньги. До ста тысяч долларов! Например, в Порту-Алерги, в Белу-Оризонти. Тот же «Интернасьональ» и прочие. У этих команд огромное число болельщиков, перед которыми они несут ответственность. Хотя, конечно, я не могу сравнить их с такими клубами, как «Шахтер», «Манчестер Сити», «Бавария», МЮ или «Барселона», где игроки получают очень хорошие деньги.
– Это правда, что футболисты, поигравшие в Европе и вернувшиеся в Бразилию, пользуются особой популярностью?
– Да, если игрок провел долгое время в европейском чемпионате и вернулся на родину в возрасте 34–36 лет, то он здесь лучший! Такое случается очень часто. Потому что у него нет проблем с дисциплиной, он профессионально относится к тренировкам, строго соблюдает спортивный режим. В Бразилии этого часто не хватает футболистам, особенно дисциплины. А в европейском футболе все очень серьезно поставлено. Приведу в пример того же Зе Роберто, который поиграл в Европе и вернулся в «Гремио». Ему 40 лет, но в прошлом сезоне он лучший левый полузащитник. Это очень внимательный и ответственный футболист. Он не пьет, следит за рационом питания. Просто потрясающе.
– Почему бразильским клубам не хватает дисциплины?
– Тут речь даже скорее не о дисциплине, а о футбольной культуре. Дело в том, что в Европе многие тренеры стараются работать с одной командой долгие годы. Смотрите, Мирча Луческу в «Шахтере» с 2004 года, Алекс Фергюсон провел с МЮ больше 30 лет и так далее. А в Бразилии тренер уходит из команды после нескольких поражений. Это культура, менталитет, тут жизнь более расслабленная, спокойная. Так, конечно, легче: не получилось – сказал игрокам «чао» и ушел. Поэтому бразильцам нужно учиться европейской дисциплине и футбольному воспитанию.
– Как вы думаете, игроки уже начинают осознавать, что бразильский футбол отличается от европейского?
– Не совсем. Например, футболист в своей бразильской команде самый быстрый. Звезда! Он уверен, что лучший, и с таким настроем переходит в европейский клуб. А там подобных звезд пять или шесть человек! Причем есть гораздо более быстрые игроки, чем он: как, допустим, в «Барселоне» Месси. То есть бразилец понимает разницу, только когда начинает участвовать в чемпионате на другом континенте. А играя у себя на родине и даже видя матчи европейских команд по телевизору, он не осознает, в чем заключается отличие. Кажется, тот же футбол, те же полные стадионы, тот же дриблинг. Вот он и думает: «Все, я новый Пеле!» А потом приходит разочарование... Через это прошли все бразильские игроки «Шахтера». Только прибыв в Донецк, они понимали: Европа – это совсем другое дело. Поначалу им приходится с полной самоотдачей работать несколько месяцев, и только потом они превращаются в хороших игроков, как те же Фернандиньо и Виллиан, которые сейчас играют в «Манчестер Сити» и в «Челси». Или Луис Адриано... Сначала он играл в дубле «Шахтера», а сегодня превратился в лучшего бомбардира команды!
– Действительно ли физические кондиции бразильских и европейских игроков отличаются по своей природе?
– Да, абсолютная правда. И отличаются они по двум причинам. Во-первых, в Европе футболисты тренируются в течение недели, а потом на выходных проводят матч. В Бразилии по-другому. Игроки усиленно занимаются на сборах, а затем в течение всего чемпионата проводят в среднем по два матча в неделю: в среду/четверг и в субботу/воскресенье. Во-вторых, сказываются размеры страны. В Украине максимальный по длительности перелет между городами отнимает два часа. И так по всей Европе. Чтобы перелететь всю Бразилию, нужно шесть часов! То есть бразильские футболисты имеют больше времени для восстановления. Даже великие игроки вроде Неймара, Робиньо, Ривалдо сразу после переезда в Европу чувствовали себя плохо. Это нормально.
– А по биотипу есть отличия?
– Это зависит от региона, в котором родился футболист. Например, Сан-Паулу и Порту-Алегри – исторически города европейского типа. Здесь очень много эмигрантов из Италии и Германии. И климат такой же, как в Европе: четыре времени года. На юге более холодно, тут даже бывают зимы. Зато люди с севера страны по биотипу сильно отличаются от южан-европейцев. Поэтому футболистам – выходцам из северных регионов сложнее адаптироваться в Европе.
Источник: ФК «Шахтер»