Андрей Воронин: «Судья просто убил «Шахтер»
Знаменитый экс-форвард сборной Украины Андрей Воронин рассказывает «Футболу 24» о семье, старых травмах, памятных голах и своих ожиданиях от матча «сине-желтых» в Севилье.
«Если у тебя ничего не болит, значит ты умер»
— Андрей, совсем недавно вы забили в стену гвоздь, на который повесили бутсы. Бывают ли дни, когда жалеете о своем решении и вас снова манит на поле?
— По футболу, я уверен, всегда буду скучать. По активному, профессиональному футболу. У меня практически вся жизнь прошла в футболе: с шести лет пошел заниматься — и до 35-ти лет. Но рано или поздно наступает время, когда с футболом нужно заканчивать и начинать думать о другом. У меня это время пришло, к тому же травма была серьезная, которая мне мешала. Не хотелось рисковать здоровьем.
— Кстати, старые травмы сейчас дают о себе знать?
— Они всегда давали о себе знать, в частности, колено. Сейчас уже нет тех нагрузок, но в теннис сыграю, с сыном в футбол побегаю, и что-то где-то и заболит. Это хорошо, потому что, как говорил один из моих тренеров: «Если у тебя ничего не болит, значит ты умер» (Улыбается). Поэтому, если тело побаливает, то это иногда даже приятное ощущение — помню прошлое.
— В начале марта жена осчастливила вас еще одним сыном — Даниэлем. Времени на сон теперь, наверное, мало...
— Вот, собственно, это еще одна причина окончания карьеры. Малыш только родился, ему всего три недели исполнится. Поэтому он требует много внимания. Жена уделяет все свободное время только ребенку. Здесь у нас еще два, уже больших ребенка, если можно так сказать. Их нужно и в школу возить, и на тренировки. Когда я был футболистом, мне на это не хватало времени. Тренировка, сборы, заезды, матчи... Сейчас свободного времени гораздо больше.
— Присутствовали ли во время родов, если не секрет?
— Я все это время находился вместе с Юлей, но когда начался непосредственный процесс, меня рядом не было.
«Судья просто убил «Шахтер»
— Германия стала местом исторического позора для «Шахтера» в Лиге чемпионов. На ваш взгляд, могли ли «горняки» сыграть более достойно, имея на одного игрока меньше?
— Конечно, можно было сыграть по-другому. Но я считаю, что судья просто убил эту игру уже в дебюте. Там было пенальти — никто не спорит. Но когда ставится пенальти в таком эпизоде, то о красной карточке не может быть и речи. «Шахтер» ехал в Мюнхен, и все были убеждены, что игра будет нелегкой, а рефери взял и убил ее полностью, всю интригу. Конечно, можно было и меньше пропустить, но играть с первых минут в меньшинстве при счете 1:0, в Мюнхене, да еще и против одной из лучших команд мира — это нелегко. Неприятное поражение для «Шахтера».
— От «Баварии», кстати, досталось и «Вердеру» Виктора Скрипника. Тем не менее, команда украинского тренера сохраняет теоретические шансы на еврокубки. В чем секрет успеха Скрипника?
— Мне сейчас трудно проанализировать, в чем конкретно заключается секрет Вити. Я только могу одно сказать, что рад его тренерским успехам, и надеюсь, что они продолжатся как можно дольше, что «Вердер» достойно закончит этот чемпионат, а в следующем году покажет такие же высокие результаты. А в чем успех? Лучше спросить об этом тех футболистов, которые непосредственно находятся под руководством Скрипника. Они, как никто другой, знают, какая атмосфера была до прихода Виктора, и которая есть сейчас. Очевидно, что он много внес своего, и многое изменил, ведь команда снова начала дышать и наконец-то играть.
— Приятно, что украинцев в немецком футболе становиться больше. Недавно игроком клуба «Айнхайт» стал Михаил Кополовец. Вы, как знаток местного футбола, что можете сказать о пятом дивизионе? Насколько это серьезный уровень?
— Это не профессиональная лига. Если не ошибаюсь, третья лига в Германии еще считается профессиональной, а все, что ниже, — это любительский уровень. Мне трудно такое комментировать. Не могу сказать, что это сильная лига, она никогда такой не была. Возможно, это аналог нашего чемпионата города.
«Если Украина проиграет, ее никто не будет обвинять»
— Сборная Украины упорно готовится к важнейшему матчу с Испанией. Такое впечатление, что все факторы — против нас: высокий класс соперника, чужое поле, регулярная практика футболистов «Фурии», которые играли на протяжении всей зимы, пока наши ребята только занимались на сборах. Вам эта ситуация кажется безнадежной для украинцев?
— Я могу сказать одно. Если взять еврокубки, матчи которых недавно происходили, то не все верили в «Динамо», и в «Днепр» тоже. Но ребята, особенно киевляне, показали, на что способны, и задавили «Эвертон» дома — 5:2. «Днепр» — также молодцы, держались хорошо. Я был на этой игре в Амстердаме, видел ее вживую. Поэтому, все может быть в футболе. Испания, понятно, что по потенциалу, по уровню, по сыгранности — сильнее нашей сборной. Для нас самое главное — собраться и хотя бы попробовать сыграть в свою игру. Если команда Фоменко проиграет, ее никто за это винить не будет. Если же победят — станут героями. Для сборной Украины все довольно-таки неплохо складывается в отборочном цикле к чемпионату Европы. Поэтому главное, повторюсь, — выйти и не потерять свое лицо. Попробовать сыграть в свою игру — ту, которую Украина может показывать на сегодняшний день.
— После того, как вы закончили выступления за сборную, выбор форвардов у тренерского штаба каждый раз все меньше. Это подтверждает и Шева, который констатирует, что Украине не хватает стабильного нападающего...
— Я тоже читал эти высказывания. Опять же, мне трудно что-то комментировать «на расстоянии», не зная, что происходит внутри команды — есть другие варианты нападающих, нет других вариантов. Зозуля — очень работоспособный игрок, он выполняет большой объем работы и приносит команде много пользы. Сейчас он забил очень важный гол в ворота «Аякса». Остается надеяться, что тех форвардов, которые есть у Фоменко, наконец «прорвет» и они начнут забивать. В сборной есть два фланговых игрока — Ярмоленко и Коноплянка — от которых также зависит многое. Они могут забивать и решать судьбу матчей.
— У вас — восемь мячей в футболке сборной. Какой из них — самый памятный?
— К сожалению, я не так уж и много забивал за сборную. Но свой дебютный гол Греции никогда не забуду. Эмоции просто зашкаливали, когда мы их обыграли — 2:0. Стоит вспомнить и гол испанцам, который я также забил на «Республиканском» (НСК «Олимпийский» — авт.). Этот мяч был очень важным для меня. Ну и третий гол — это гол в ворота сборной Франции, который, в принципе, ничего не решал. Но этот мяч я посвятил своему сыну Андрею, который родился незадолго до матча. Вот такая топ-тройка. Я говорю: у меня мало голов за сборную. Однако, опять же, гол сборной Дании, когда мы выиграли 1:0, был очень важным для команды, для ее выхода на чемпионат мира. Каждый гол за сборную — это для меня какое-то воспоминание, что-то эти голы мне всегда давали.
«Политики не касаемся вообще»
— Не ошибусь, если скажу, что в России есть много друзей. Нынешняя война как-то сказалась на ваших отношениях?
— Нет, никак. Отношения с моими друзьями, которые завязались в тот период, когда я играл в России и жил в Москве, никак не изменились. Даже наоборот — если мы говорим на эти темы, то все очень озабочены той ситуацией, которая была в Украине. В частности, когда в Одессе произошел тот ужасный пожар, они звонили мне, сочувствовали, спрашивали, что и как, не пострадал кто-то из моих родных или друзей. А так, в целом, мы стараемся не говорить на эти темы. У каждого — собственное мнение, поэтому политики не касаемся вообще.
— В Одессе до сих пор неспокойно, периодически раздаются взрывы. За своих родителей, которые там живут, не волнуетесь?
— Конечно, я переживаю за родителей и за город, беспокоит то, что происходит в стране. Информацию черпаю из интернета, смотрю, что говорят по телевизору. Но когда разговариваю с родителями (а общаемся мы практически каждый день), они меня всегда успокаивают: не расстраивайся, у нас все хорошо, все спокойно. Поэтому, малыш немного подрастет, и я хочу летом приехать домой, на море, в свой родной город, чтобы отдыхать вместе с родителями и своими детьми — все вместе.