Пути Зико с Шахтером в дни турне пересекаются очень часто. Донецкая команда проводит вечерние тренировки в построенном им центре футбола, и именно в это время легендарного футболиста Фламенго, Удинезе и сборной Бразилии можно часто встретить здесь.
- Если бы вы были тренером Фламенго, то как бы сыграли против Шахтера – от обороны или от атаки?
- Я такой человек, который играет только от атаки, поэтому настроил бы своих футболистов тоже атаковать. Кем бы я ни был, всегда атакую. Другие мои команды играли в атакующий футбол, а с Фламенго тоже так было бы. Самое главное – оказывать давление.
- Может быть, именно это помешало в 2009 году ЦСКА под вашим руководством пройти Шахтер?
- Нет, конечно. В футболе каждая игра – это разная история. Ну, случилось так, что мы не прошли. Кстати, Шахтер намного лучше ЦСКА.
- Как турне Шахтера воспринимается в Бразилии? Много ли ему уделяется внимания?
- Шахтер и так здесь очень известен. Ему даже необязательно приезжать в Бразилию, чтобы о клубе узнали. Команда играет в Лиге чемпионов, за ним следит весь мир.
- Какие игроки Шахтера могут понадобиться сборной Бразилии?
- Не видел достаточно игр Шахтера, чтобы судить, кто бы точно мог играть за Селесао, ведь там должны быть только избранные. Знаю, что многие там уже были: Бернард, Луис Адриано, Фернандо. В Шахтере очень много талантливых бразильских игроков.
- Луис Адриано – нападающий топ-класса или его бомбардирские успехи в Лиге чемпионов случайны?
- В футболе не бывает настолько больших совпадений или везения. Адриано проделал хорошую работу над собой и показал результат. Удача может быть только в лотереях.
- Какие шансы Шахтера пройти Баварию?
- Футбол – это всегда 11 против 11-ти, поэтому шансы большие. Да, Бавария – сильная команда, но и в Шахтере хорошие игроки. Думаю, шансы есть.
- Часто ли к вам обращаются бразильские клубы с предложением стать главным тренером?
- Меня звали, но я не хочу тренировать в Бразилии. Никогда не буду работать тренером в этой стране. Мне тогда придется играть против Фламенго, который я очень люблю, и я бы не смог
- Даже от сборной Бразилии откажетесь?
- Да.
- После отставки Луиса Фелипе Сколари с поста тренера Бразилии вы высказывались за назначение Муриси Рамальо, но в сборную вернулся Дунга. Какие первые впечатления от его работы?
- Я не понял этого шага. Но желаю ему удачи и надеюсь, что при нем будут хорошие результаты.
- Каких игроков из национального чемпионата Бразилии Дунга не вызывает, хотя те заслуживают?
- Наверное, сейчас там те, кто и должен быть. В Бразилии не такой уж и большой выбор, как вы думаете.
- В Бразилии клубы, бывает, играют по 80 матчей за год. Может, пора календарь упростить, например, отказавшись от чемпионатов штатов?
- Считаю, игрок не должен играть больше 70 матчей в год. Это слишком много и очень большая нагрузка. Чемпионаты штатов лучше было бы проводить с меньшим количеством клубов. В Рио-де-Жанейро – 16 клубов, это очень много.
- На взгляд из Украины, в 2014 году в Бразилии 1:7 от немцев восприняли намного спокойнее, чем было в 1950-м, когда проиграли Уругваю. Менталитет бразильцев изменился?
- Такого, конечно же, никто не ожидал. Бразилия плохо играла против Хорватии, против Мексики, Чили и Колумбии, но большого разочарования после поражения от такого сильного соперника как Германия не было.
Бразильские игроки подошли в очень плохом состоянии к чемпионату мира. Жулио Сезар играл в Канаде, Даниэль Алвес провел худший сезон в Барселоне, центральный защитник Давид Луис в Челси действовал в середине поля. Паулиньо плохо играл в Тоттенхэме, Луис Густаво – в Вольфсбурге. Халк был в Зените и ругался с тренером. Фред восстановился от травмы только за два месяца до чемпионата мира. Неймар, лучший бразильский игрок, далеко не всегда играл в Барселоне. Оскар и Виллиан в Челси – то же самое. И только Тиаго Силва играл более-менее. Такой вот была сборная Бразилии в прошлом году.
- То есть Сколари вообще не виноват?
- Считается, что когда команда проигрывает – это вина тренера, победа – заслуга игроков. Нужно говорить так: тренер проигрывает, мы добиваемся ничьей, а команда выигрывает. Его ошибка в том, что он слишком поверил в игроков, которые в 2013 году принесли ему Кубок Конфедераций.