"Шахтеру" не удалось заполучить голкипера
Молодой голкипер донецкого «Олимпика» рассказал об итогах года, о своей мечте и о том, кем чувствует себя: украинцем или грузином.
Вряд ли кто-то поспорит с тем, что игроки «Олимпика» заслуживают внимания. Команда на уровне украинской футбольной элиты новая, страницы игроков в Википедии информативны, но не изобилуют множеством оригинальных фактов. Всезнающий Google тоже не расскажет о них чего-то экстраординарного. MatchDay исправляет эту несправедливость.
Заур - неординарный вратарь. Самоотверженный, решительный, с прекрасной реакцией. Да, на «ноль» в чемпионате ему удалось отстоять лишь раз, но неоднократно бывали ситуации, когда его уверенные не по годам действия спасали для команды очки. И речь не только о парированном пенальти с «Карпатами».
«ОБИДНО ПРОПУСКАТЬ ЧЕТЫРЕ ГОЛА, НО ЭТОТ МАТЧ СДЕЛАЛ МЕНЯ СИЛЬНЕЕ»
- В этом сезоне ты сыграл восемь матчей в чемпионате, один отстоял на «ноль», пропустил 14 мячей. И три матча Кубка, все отстояв на «насухо». Какую бы оценку сам себе поставил?
- Нет, я сам не буду оценок ставить, пусть оценивают тренеры, журналисты, болельщики… А если говорить, доволен я собой или не доволен... В чем-то доволен, но в чем-то мог бы и лучше сыграть, выручить команду. Один матч в чемпионате на «ноль» - я считаю, этого мало, это вообще ничего. А восемь сыгранных матчей из 14-ти - это немало. Так что есть, над чем работать.
- После дебютного матча с «Черноморцем» и четырех пропущенных мячей никаких плохих мыслей не возникало: мол, ну все, приплыли? Теперь тяжело будет получить новый шанс…
- Честно сказать, отнесся спокойно. Да, конечно, обидно пропустить четыре гола, но это футбол… Да, после этого я какое-то время не играл, но, думаю, это сделало меня сильнее. Потому что через трудности все должны пройти. Вот эта была одна из них, которую я прошел. И потом стал и сильнее, и взрослее, и мудрее.
- Эпизод в матче с «Ворсклой», что там все-таки случилось?
- (Смущенно улыбается) Скажу, как я все видел… Как мне показалось, наш игрок не давал пас назад. И он его не давал на самом деле, просто выбивал мяч в борьбе. Я не первый год в футбол играю. Если бы я понимал, что это пас назад, то зачем бы мяч в руки брал? Да и судья бы не свистнул, если бы игроки «Ворсклы» не начали кричать. А я заметил, что у судей своего мнения нет: у них либо мнение болельщиков, либо мнение команды-соперника. Вот так вот. Он свистнул, значит, ему виднее… Ну, будем считать, моя ошибка.
- Какой-то матч чемпионата для тебя стал особенным?
- Пока что все матчи по-своему особенные - хорошие и плохие. Главное, чтобы команда побеждала особенно в концовке сезона.
- Никогда после какого-то матча не возникало мысли: сегодня мы сыграли идеально?
- Нет, идеально не бывает! Было хорошо, было лучше, чем в предыдущем матче, или чем-то хуже. Бывали плохие матчи, но мы выигрывали. Бывали хорошие, но мы проигрывали. Но баланса никогда не было.
- Почему решил стать именно вратарем?
- (Уверенно) Нравится это!
- Но, наверное, не каждый мальчик в детстве, мечтающий стать футболистом, думает именно об амплуа голкипера…
- А мне вот сразу понравилось! Не было никаких других мыслей. Я занимался баскетболом и параллельно начал заниматься футболом - сразу же стал в ворота. Нет, мне нравится подачи замыкать и все такое, но мне нравится быть вратарем!
- Как ты оказался именно в Донецке?
- Мой первый тренер, Белый Григорий Григорьевич возил пацанов 1992-го года в «Шахтер» на просмотр, а мой возраст - 1993-й год рождения - только через год мог просматриваться... Им сказали, чтобы они ехали в «Олимпик». Ребята вернулись домой в Балту, а через некоторое время поехали уже в «Олимпик», и меня взяли с собой, чтобы и на меня посмотрели, и чтобы я мог понять, что это вообще такое. Меня оставили, и я год занимался со старшими, но не играл за них, а потом, когда набрали 1993-й год, и меня официально зачислили. Вот я в «Олимпике» и по сей день, 9 лет практически.
- Когда там жил и воспитывался, не было мыслей: вот бы получить приглашение из академии «Металлурга» или «Шахтера»?
- В «Шахтер» меня звали неоднократно, но я отказывался. На тот момент я посчитал, что лучше мне оставаться в «Олимпике» и расти. А какие перспективы у меня были бы в «Шахтере»? Максимум - пойти в аренду куда-то. Я это уже тогда понимал. И тогда им сказал: если я буду идти в «Шахтер», то только в первую команду. А по-другому - не вижу смысла.
- Но ты жил в Донецке, видел культ «Шахтера», много реклама, внимания, особенная атмосфера на матчах ЛЧ. Когда еще детскими глазами на это смотрел, не возникало желания оказаться в этом клубе?
- Наверное, каждый хотел бы оказаться в «Шахтере», «Динамо» или «Днепре». Да, «Шахтер» - это повод стремиться и расти, но не заветная мечта. Заветная мечта - попасть в клуб европейского топ-чемпионата.
«КАЖДЫЙ СЫГРАННЫЙ МАТЧ ОБСУЖДАЕМ С ТРЕНЕРОМ»
- Принято считать, что вратари очень специфические личности, что они отличаются от представителей других футбольных амплуа. Согласен?
- Я не замечаю. У меня такого никогда не было. Со всеми с детства хорошо нахожу общий язык. Не было такого, чтоб меня травили по этому поводу или еще что-то. Да, есть мнение, что вратари нервные, где-то соглашусь с этим…
- А ты сам?
- А я спокоен! Адекватно отношусь ко всему. Нет, ну бывает, конечно, что «срывает башню», но это редко случается и, наверное, уже в прошлом.
- Для тебя в силу возраста не сложно руководить защитниками?
- Нет, ни в коей мере! Потому что у нас защитники - Гришко, Дитятьев, Мищенко, Иванов, Тищенко - они сами прекрасно все понимают, и не возникает никакой дистанции, ни в раздевалке, ни, тем более, на поле. Если по делу «напихаю» - то прислушаются, никто не отмахнется: «ты - молодой». Такого не было, и нет, слава Богу. От этого легче и мне и, наверное, защитникам.
- Какое свое игровое качество хотел бы усовершенствовать? Сейчас многие обращают внимание на то, как вратарь играет ногами…
- Игра ногами! Конечно!
- На твой взгляд, эта тенденция возникла давно или это определенное ноу-хау?
- Меня самого еще с интерната больше учили прыгать, чем играть ногами. Поэтому хотелось бы в этом усовершенствоваться.
- После матча сам просматриваешь записи, анализируешь или только слушаешь тренера на разборе?
- Да, конечно-конечно. Что после хороших, что после плохих, звонит тренер, и мы с ним общаемся, обсуждаем. Он спрашивает: «Ты смотрел?». «Да». «Что думаешь?». Он может мне сказать свое мнение, а я ему - свое. У нас получается диалог, в котором мы приходим к общему знаменателю. Бывает, оказываюсь прав, и он это признает. Бывает - наоборот. Конечно, я прислушиваюсь, и так двигаемся дальше.
«ПЯТОВ - ЛУЧШИЙ В УКРАИНЕ»
- Сейчас, если зайти на страницу «Вконтакте» к молодому игроку, в видеозаписях обязательно можно найти нарезки игр знаменитых представителей его амплуа. У тебя с этим как, смотришь?
- Конечно! Касильяс, Де Хеа, Харт, Ховард, Буффон... Я считаю, это надо смотреть, чтоб что-то увидеть, что-то понять, что-то для себя взять. У нас, бывало, еще даже в первой лиге, тренер оставлял меня на установке, показывал, настраивал так на игру.
- А нарезки игр ближайшего соперника смотришь?
- У нас есть, конечно, разбор игры соперника, но для вратаря отдельно - нет.
- Как считаешь, почему так и не получилось стать игроком «молодежки», получить вызов хотя бы на матчи отбора?
- Ситуация была такой: я съездил на Кубок Содружества, потом с «молодежкой» полетел во Францию, а потом сломал руку и два с половиной месяца не играл вообще. Получается, пацаны прошли все раунды без меня, зачем что-то менять? Я это и сам понимаю. Сергей Иванович (Ковалец - прим.Авт.) мне звонил, мы общались, так что все нормально.
- Известно, что из иностранных голкиперов тебе больше всего импонирует игра Касильяса. А из украинских, кто, на твой взгляд, лучший?
- Пятов.
- Ты родился в Украине в грузинской семье. Кем сам себя чувствуешь, украинцем или грузином?
- У меня папа грузин, а мама украинка. Если честно, наверное, во мне больше грузинского. Потому что во многих ситуациях, сам за собой замечаю, по-другому рассуждаю.
- Часто бываешь в Грузии?
- Нет, не получается. Давно уже там не был. Не то, чтобы нет времени, просто не получается надолго туда полететь, а на короткое время - это не то. Хотя планируем.
«ТОСТЫ - ТОЧНО НЕ КО МНЕ»
- Какие грузинские особенности тебе присущи? Умеешь тосты говорить или готовить?
- Тосты - точно не ко мне. Даже не знаю. Наверное, черты характера. Импульсивный я.
- Комментатором никогда не было мысли стать, и пойти по пути знаменитого и уважаемого однофамильца?
- (Смеется) Нет!
- Папа никогда о знаменитом соотечественнике не рассказывал?
- Рассказывал, но никогда не говорил, чтобы я становился комментатором. Был за то, чтоб стал футболистом.
- За грузинским футболом следишь?
- Нет.
- А за сборной?
- Конечно!
- Просто смотришь или болеешь?
- Нет, конечно, не просто. Болею, поддерживаю!
- Кто твой главный критик? Кому первому звонишь после матча?
- Родителям, конечно же, звоню, сестре. Всем делюсь. Хотя и внутри много перевариваю и критикую сам себя. Но, а так -мама, папа. Но больше, наверное, мама. Она у меня тренер по баскетболу, всегда подскажет, как лучше выходить из той или иной ситуации.
«ЕСЛИ КАСИЛЬСУ «ЗОЛОТОЙ МЯЧ» В СВОЕ ВРЕМЯ НЕ ДАЛИ, ЗА ЧТО НОЙЕРУ ДАВАТЬ?»
- Родители всегда одобряли твой выбор?
- Ну, как сказать… Вообще, да, но когда я был малой и меня звали в «Шахтер», родители больше хотели, чтобы я туда пошел, нежели я сам… И потом неоднократно говорили: «Почему туда не пошел?». А сейчас уже говорят: «Слава Богу, что остался».
- За каким европейским чемпионатом больше всего следишь?
- Англия. Испания. За всеми понемногу.
- Есть какое-то хобби вне футбола?
- (Смеется) Да, я люблю в баскетбол поиграть. Приставка дома есть, но ничего особенного, все как у всех.
- Кому бы отдал «Золотой мяч»?
- Криштиану, конечно!
- Не Нойеру?
- Нет (решительно)!Если Касильясу в свое время не дали, то за что же Нойеру давать?!
- Твоя тройка лучших игроков чемпионата Украины по итогам 2014-го года.
- Гришко, Дорошенко и Кулач.
Источник: MatchDay