ШАХТА

Руководители фан-клуба "Шахтера": Ринат Ахметов переживает сейчас больше, чем кто-либо

11.10.2014 16:54

Руководители фан-клуба Шахтера: Ринат Ахметов переживает сейчас больше, чем кто-либоФан-клуб "Пролетарский" в Донецке – один из старейших из работающих поныне Фан-клубов "Шахтера". Руководят им бессменно последние 13 лет братья Юрий и Александр Жаворонковы, которые за это время стали одними из самых уважаемых в среде болельщиков "Шахтера".

В день, когда исполнилось 18 лет как Ринат Ахметов стал президентом "Шахтера", мы пообщались с ветеранами фанатского движения "Шахтера" о том, как живет фан-клуб в военное время, самых запоминающихся историях с выездных матчей, переезде команды во Львов и роли президента клуба в жизни болельщиков и простых дончан.

- Как родилась идея создания фан-клуба?
А.Ж. (Александр Жаворонков) – Юра являлся руководителем команды при шахтоуправлении "Красная звезда". То есть, мы занимались аматорским футболом. А людей, которые приходят на стадион, было достаточно много. Ребята говорят: "ну раз вы занимаетесь, то давайте объединимся и создадим фан-клуб". Мы поначалу побоялись, так как для нас это дело было новое. Стали смотреть, что такое фан-клуб. Мы не знали, что такое фаны. Та сторона была не совсем изучена нами. Интернет в 2001 году был чуть доступнее для людей. Мы стали смотреть сайты "Спартака", ЦСКА, "Манчестер Юнайтед". И мы увидели, что есть наполнение стадионов, цветовая гамма, шумовая гамма, есть разного рода виды поддержек. Так сложилось, что таких единомышленников у нас стало достаточно много. На первом этапе порядка 50-70 человек. Позже мы решили, что нужен офис, нужно место дислокации, в парке Горького в Пролетарском районе, организовался вот такой фан-клуб.

Ю.Ж. (Юрий Жаворонков) – У нас было официальное открытие клуба 3 августа 2003 года, а 5-го мы начинали ретро-турнир. Мы собрали ветеранов советских районных команд. Собрались, сыграли, выявили победителя, а церемонию награждения провели в перерыве матча на стадионе "Шахтер". Это был матч "Шахтер" – "Кривбасс". Позже мы начали проводить мероприятия, которые бы нам позволили сделать наш сектор красивым и хорошо заполненным. Мы проводили различные мероприятия в школах, училищах Пролетарского района. У нас все хорошо получалось и за два месяца к нам записалось более тысячи человек. А самый большой рекорд – более двух тысяч человек.

- За 13 лет существования фан-клуба у вас набралось немало впечатлений. Какое из них вы бы могли выделить?
Ю.Ж. – Поездки, конечно, отложились в памяти. Первый выезд у нас был в Барселону, но мы не поехали. А второй выезд был в Шотландии. У нас волосы дыбом стали от того, как поют болельщики. Гимн "Шахтера", к сожалению, не такая песня, которую мы бы могли тянуть на протяжении всего матча. Конечно, Александр Серов может, но мы не сможем никак. У них же все, и бабушки, и дедушки, все – от мала до велика. Но лично для меня самое впечатляющее – это золотой матч в Кривом Роге. Мы плакали все от счастья. Вторые слезы были в Стамбуле. Все боялись, что пропустим, а тут финальный свисток.

А.Ж. – Это слезы радости, но мы были опустошены. Эта радость настолько опустошила, что мы уже были без сил. Эмоционально опустошены. Мы прилетели в Донецк, а тут нас встречают, как футболистов. Я представляю, каково было футболистам играть финальный матч Кубка Украины против "Ворсклы", если даже мы были опустошены.

Первое чемпионство в 2002 году тоже вспоминается. И мы не могли пробраться к самолету – такая толпа была. Ассан Ндиайе с нашим флагом танцевал в самолете – наши флаги отличались особыми печатями. Когда я смотрел видео, сразу его узнал.

Разные мероприятия проводились. За время существования нашего клуба образовались даже семейные пары. У некоторых родились дети. Мы даже зарегистрировали самого младшего участника нашей организации – ему всего 11 месяцев. Родители тех ребят, которые познакомились в нашем клубе и создали семьи, благодарили нас за участие в судьбе их детей. нам такие моменты очень приятны.

- Давайте перейдем в день сегодняшний. Как живет фан-клуб сейчас? С какими проблемами вы сталкиваетесь в виду военных действий в Донецке?
А.Ж. – На сегодняшний день фан-клуб, к сожалению, не работает. Но мы поддерживаем связь со всеми ребятами. Мы успели провести турнир памяти нашего товарища, который был у нас вратарем, уже в военное время. Месяц у нас был перерыв, мы не собирались, поскольку военные действия велись слишком активно. Провели Кубок содружества в мае – играли как ветеранские, так и молодежные команды. Играли на базе "Ресурс" в районе ж/д вокзала. Уже в мае мы слышали звуки выстрелов. А в это воскресенье (12 октября) мы проведем матч памяти Николая Максимовича Головко.

Ю.Ж. – Каждый год мы проводим Мемориал Головко. А это 40 разных команд, 500 участников, много зрителей приходит. Охвачены все категории футболистов, это все в одном турнире – масштабное мероприятие. Полтора месяца мы проводили этот турнир.

- Как вы относитесь к решению клуба временно проводить домашние матчи во Львове, а не в любом другом городе?
Ю.Ж. – Мы с пониманием к этому отнеслись. Свободный стадион, ни с кем не пересекаются. А.Ж. – Проводился опрос среди болельщиков: где бы было удобнее "Шахтеру" выступать для вас? Планировалось, что боевые действия не затянутся. Для нас было бы идеально, если бы это было Запорожье. Мы могли бы посещать все домашние матчи. Но УЕФА говорила, что должны быть допущены только два города: Львов и Киев. Но Киев и так нагружен – там и "Металлист", и "Днепр". Ну и фактор болельщиков – непонятно, как бы в Киеве относились к домашним матчам "Шахтера". Во Львове же близость к границе и соответственно, отдаленность от зоны боевых действий, сыграли свою роль. Футболисты чувствуют себя в безопасности.

- Не считаете ли вы, что в сложившейся обстановке можно было и не начинать чемпионат?
А.Ж. – Ринат Леонидович сказал, что мы ни в коем случае не должны бросать чемпионат. Ведь спорт сейчас находится на очень высоком уровне. и пауза могла бы означать потерю болельщиков, потерю кондиций и уровня исполнительского мастерства игроков. Время показало, что он был прав. То, что происходит сейчас с нашими клубами в еврокубках, об этом свидетельствует. Лишь "Динамо" выигрывает в силу обстоятельств. "Шахтер" неплохо выступает за счет того, что увидели вовремя, что нельзя останавливаться. Нашли к ребятам подход и сумели донести, что уровень клуба должен оставаться высоким. Команде, конечно, тяжело. Все время в гостях тяжело играть.

- Сейчас много говорят о том, когда в Донецк вернется мир. Вместе с миром вернется в город и большой футбол. Как вы думаете, насколько реальным может быть возвращение "Шахтера" домой к весенней части чемпионата?
- А.Ж. Очень на это надеемся. Хочется, чтобы сейчас нашли понимание того, что люди должны жить. Мирно жить. Хотим, чтобы жизнь вернулась в город. Не потому, что нам хочется прийти на "Донбасс Арену", а потому что это нужно сейчас всем.

- Как бы вы оценили действия Рината Ахметова по поддержке жителей Донбасса, которые оказались в зоне боевых действий?
Ю.Ж. – Он всегда входит в положение болельщиков и видит, чем мы живем. Он переживает сейчас больше, чем кто-либо. Все, что делалось при его президентстве... Были вложены не только средства, но и душу. То, что разрушается база, потом стадион, все это через себя пропускается. Я не знаю, как бы я справлялся с такими переживаниями, но он сильный человек. Гуманитарный штаб, который работает благодаря ему, оправдывает его слова, что он не оставит Донбасс. Помощь старикам и потерявшим кормильцев, детям – это неоценимо. Мы раньше встречались с президентом, общались в неформальной обстановке, говорили о наболевшем.

А.Ж. – Мы когда были в первый раз зарубежом с командой. Мы приезжали на матч, отболели, переночевали и улетели. Потом президент сделал так, что мы посещали тренировку, а потом шли на матч. И мы общались с ним о многих вещах. Он искал в этом зерно и что-то менялось в нашей жизни. Один раз мы как-то приехали на автобусе в Лилль. Это было изнурительное путешествие.

- Как долго вы находились в пути?
А.Ж. – Девять суток. Приехали и выпали из автобусов. Не из-за того, что мы находились в каком-то состоянии, просто не было сил. По-своему мы были удовлетворены, много посмотрели. Это оставило много впечатлений. но когда мы пришли на тренировку на стадион, на нас не было лица. Ринат Леонидович говорит: "Ну, как добрались?". А мы, мол, да все нормально. Он посмотрел на нас и сказал: "В следующий раз полетите на самолете". После того прошло время. И вот, сентябрь. Новая еврокубковая кампания, мы приехали в Рим. Идет тренировка команды, мы разместились на трибунах. Он ко мне подошел и спросил: "Ну как? Я же сказал, что полетите". И все так хором ответили "Спасибо, Ринат Леонидович".

- Когда Ринат Ахметов стал президентом клуба, вы могли представить, что клуб пройдет такой длинный путь и станет европейским грандом?
Ю.Ж. – Для всех дончан очень большая удача, что президентом "Шахтера" стал именно Ринат Леонидович Ахметов. Я помню ту передачу по телевидению, когда Марк Юрьевич Левицкий познакомил всех с новым президентом клуба. У меня тогда возникли сомнения, ведь президенту было тогда чуть более 30 лет. Я сомневался, что он поднимет команду. Мы дышали в спину "Динамо" Киев. Игра еще не соответствовала тому уровню, которого хотелось бы. Ахметов – человек слова и дела. Сказал – сделал. Я помню, как при Прокопенко мы выигрывали, и если бы мы одержали победу, то стали бы чемпионами. Но победу упустили. Президент тогда сказал, что это мы переживем и обязательно станем чемпионами. А потом шаг за шагом мы пришли к этому.

А.Ж. – Президент поставил правильную задачу – выиграть Лигу чемпионов. Все 18 лет президентства прошли на наших глазах. Наши воспоминания и сравнения показали, что при президенте Ахметове клуб действительно стал европейским грандом. Цель поставлена правильно

- Давайте вернемся к беседе о самой команде. Летом клуб могло покинуть шесть футболистов. Как вы можете оценить усилия клуба по сохранению этих игроков в составе?
Ю.Ж. – Это нас встревожило, начали вспоминать Матузалема и других бразильцев, которые уходили из команды. Были и резкие фразы, что якобы только за деньгами приезжают. Это же ключевые игроки – Тейшейра, Коста... Мы забеспокоились, а потом поняли, что будь что будет. По-видимому, с ними поговорили и убедили их в безопасности.
А.Ж. – Мне понравился Адриано, что он, как один из бразильцев приехал раньше на сбор. Думаю, что он и Срна поговорили с ребятами и убедили их вернуться.

- Каким вы видите будущее вашего фан-клуба?
Ю.Ж. – Мы хотим, чтобы наш клуб был успешным. Сейчас он не такой, как был в мирное время. Нужно создать такие клубы и в других районах. Можно развивать эти вещи в Донецке. Мы хотели бросить все это. Но нас уговорили, что если мы уйдем, то футбол в районе уйдет. Мы остались и не пожалели об этом. Ребята, кто уехал, звонят, переживают, говорят, что хотят вернуться. Кто-то помогает клубу, чем может. Мы любим это дело. Это очень большое хобби. А.Ж. – Нам повезло, что мы посвятили себя этому. Наша жизнь достаточно интересна. До этого был спорт, и обычный график жизни "работа-спорт", ну и семья иногда.
Хотим, чтобы вся наша жизнь вернулась на прежние рельсы, чтобы в Донбассе наступил мир. Я думаю, того же хотят и многие.
Знаете, испытания посылаются только тем, кто способен их преодолеть. Мы уверены, что "Шахтер" вернется в Донецк и станет еще сильнее. Вместе с командой и президентом мы выиграем еще не один трофей, которому будет радоваться весь Донбасс.

Источник: Сегодня

Читайте также
Написать письмо | Карта сайта: XML | HTML