ШАХТА

Сегодняшние успехи "Шахтера" – заслуга Фонсеки, а не Луческу

Сегодняшние успехи

Утверждение, что Фонсека ничего не дал Шахтеру, очень ошибочно. Так считает Игорь Бойко.

За два года в Украине Шахтер под руководством португальского тренера выиграл все без исключения трофеи на внутренней арене, сыграл в плей-офф Лиги чемпионов, вернув свое имя на уста любителей футбола в Европе. Но всегда найдутся те, которые будут чем-то недовольны. Например, скажут, что Фонсека сам ничего не делал, а все это заслуга его предшественника Мирчи Луческу.

Иначе как хейтерством такие слова называть крайне трудно. Если кто-то действительно в подобное верит, то объясняться это может только одним – он не разбирается в футболе.

Возможно, этот дом построил и Луческу, точнее спроектировал и выгнал стены, но именно Фонсека сделал его не просто жил. площадью, а домом. Дом – это не только голые стены и мебель, а что-то такое, что нельзя потрогать руками или увидеть глазами – душа. Детский смех, воспоминания, какие-то оригинальные вещи. Когда-то Шахтер был домом Луческу, но он забрал с собой слишком много, оставив команду весной 2016 года.

Сначала Фонсека действительно хотел все развалить. Вместе с ним приехала машина с огромным металлическим шаром, которым обычно разрушают дома в мультфильмах. Фонсека несколько раз размахнулся и со всей силы ударил по основанию дома. Но дом стал настолько прочным, что не мог сломаться.

«Что он делает?! – думали тогда люди. – Заселяйся и просто живи, зачем пытаться все разрушить?»

Суперкубок с Динамо, ответная игра в квалификации Лиги чемпионов с Янг Бойз – это были неприятные поражения, которые заставили Фонсеку серьезно подумать над тем, что он делает. В конце концов, он понял – чтобы построить что-то комфортное для своей жизни, не нужно ломать всё вокруг.

Уже в следующей игре после поражения от Янг Бойз в центре защиты сыграла пара Александр Кучер/ Ярослав Ракицкий – хотя до того играли Сергей Кривцов и Иван Ордец. Еще задолго до игры в Берне эту пару центрбеков даже в самом Шахтеры считали проклятой. Отдельно Кривцов и Ордец неплохие игроки, в паре с кем-то другим хорошо смотрятся, но как только выходят на поле вместе, начинается паника.

Если на других позициях Фонсека действительно экспериментировал, то в центре защиты сначала сделал конечный выбор, а потом его окончательно изменил. Он начал учиться.

Даже во времена позднего Луческу Шахтер был хорошо организованной командой с четко построенной игрой и пониманием игровых ситуаций. Луческу мало что менял в схеме игры команды, а просто пытался подтянуть исполнителей под нужную модель. Весна 2016 года была самым тяжелым периодом для опытного румына. Горняки вышли в полуфинал Лиги Европы, но сам Луческу не унимался повторять, что эта команда не для больших свершений. Действительно, тогда в стартовом составе играли Максим Малышев и Виктор Коваленко, едва ли не впервые начал показывать игру высокого уровня и вытеснил из стартового состава ветерана Вячеслава Шевчука бразилец Исмаили. Кстати, я не случайно делаю акцент на национальности игроков, ведь дисквалификация Фреда и недоверие к Бернарду в тот период привели к тому, что в стартовом составе Шахтера осталось только три бразильца. Для Луческу это был кризис и отсутствие перспективы.

Именно поэтому Шахтеру был нужен тренер с новыми идеями. Странно, если бы горняки пошли другим путем, и новый тренер отказался от основных принципов существования команды. Но Фонсека сразу всем дал понять – он не новый Луческу. К тому же, вряд ли у Мирчи была мотивация строить новую команду, когда в течение всей весны 2016 года он разочарованно говорил о ее потенциальных возможностях.

С помощью Фонсеки Шахтер получил новый взгляд на вещи. Возможно, ему даже подсказали после той игры с Янг Бойз – не надо ничего разрушать, создавай комфорт в доме из того, что есть под рукой. Фонсека быстро побежал на улицу и принес два кресла, которые уже считал хламом. Важным этапом в его работе было превращение во что-то нужное и хорошее вещей, которые стояли где-то в кладовке.

Исмаили, Бернард и Факундо Феррейра перешли в Шахтер во времена Луческу, но своего наилучшего развития они достигли именно при Фонсеке. Если Исмаили, пожалуй, и так бы раскрылся, ведь незаменимым игроком основы он стал после зимней паузы в 2016 году, то Бернард и Феррейра точно бы такого успеха не достигли. У них обоих были проблемы с Луческу, которые касались как психологических моментов, так и понимания игры. Со временем исправить их нельзя было. Это факт.

Действительно, Фонсека получил в свое распоряжение почти всех игроков, с которыми работал Луческу, но португалец совсем по-другому начал их использовать. Не стоит даже спрашивать Бернарда или Феррейру, чтобы получить ответ на вопрос, изменил ли что-то Фонсека в Шахтере.

Другая попытка дискредитировать португальского тренера заключалась в том, чтобы подвергнуть сомнению его успехи разговорами об упавшем уровне чемпионата и тем, что Динамо в этот период было не столь мощным, как в чемпионские сезоны времен Сергея Реброва. Действительно, в прошлом сезоне киевляне потеряли игроков, встретились с мотивационными проблемами, а потом, после смены тренера, зашли ещё глубже в перестройку состава. Вместе с тем упал и уровень чемпионата Украины.

Возможно, все эти обстоятельства, даже с непопаданием в Лигу чемпионов, помогли Шахтеру. В течение следующих двух трансферных окон клуб отпустил многих опытных футболистов: Александра Кучера, Евгения Селезнева, Вячеслава Шевчука. Если раньше даже в самой команде могли быть недовольны тем, что играет Кучер, а не Кривцов, Феррейра, а не Селезнев, то после того, как они оставили команду, никакого выбора не было. Альтернативы уже не осталось. Нужно было учиться играть с теми, кто есть под рукой.

Первый год со слабым Динамо и без Лиги чемпионов был максимально удобным для того, чтобы учиться играть в тот футбол, который хотел видеть Фонсека. Принципы игры команды не изменились: контроль мяча, атакующий стиль, сочетание скорости и техники. Однако тактически Шахтер Фонсеки значительно отличается от Шахтера Луческу. Все начиналось с количества длинных передач и диагоналей, а заканчивалось изменениями в функциях игры центрального нападающего. Феррейра — далеко не луисадриановский прототип форварда.

Весной 2016 года «команда, которая не готова к большим свершениям» превратилась в ту, которая выходит из группы Лиги чемпионов в борьбе с Манчестер Сити и Наполи. Фонсека собрал и создал ее из той мебели, которые оставил ему Луческу. Он превратил пустую жил. площадь на дом с душой.

Шахтер начал сильно играть и побеждать. Он оставил позади Наполи и должен был проходить в 1/8 ЛЧ Рому, ведь в тогда Шахтер снова был командой, которую безудержно хвалил Хосеп Гвардиола. Все это достижения никого иного, как Паулу Фонсеки.

P. S. В тексте про Фонсеку не обойтись без будущего. На все 100% сказать, что португалец подпишет новый контракт с клубом, или же переедет в Англию, пока трудно. Но, пожалуй, самым лучшим вариантом для всех станет полюбовный разрыв отношений. Фонсека вполне может оказаться в роли Луческу весны 2016 года, когда ему просто не будет хватать мотивации на построение новой команды. Недавняя игра с Динамо в чемпионате выпустила наружу один важный момент: Фонсека ржавеет в Украине. Тогда было впечатление, что Шахтер понимает свое преимущество над Динамо, но просто играет в свой футбол, без изюминки, мотивации. Уже в финале Кубка было совсем иначе, ведь горняки подстроились под соперника, немного изменили свою игру, расширив диапазон атак и правильно воспользовавшись элементами с персональной опекой в игре соперника. Когда есть возможность побеждать без идей, по накатанной системе, то тренер всегда ржавеет. И еще одна деталь, почему Фонсека – не Луческу. Вряд ли португалец, в отличие от румына, видит в Шахтере главный проект своей жизни.

Читайте также
| Карта сайта: XML | HTML